Найти тему

"Может ли сражаться человек, навьюченный подобным образом": польская кавалерия в 30-е годы XVII века

Кавалерист из панцирной хоругви (Й. Брандт, 1890 г.).
Кавалерист из панцирной хоругви (Й. Брандт, 1890 г.).

Одно из самых подробных описаний оружия и снаряжения польского кавалериста начала XVII века оставил Гийом де Боплан в своем знаменитом "Описании Украины", составленном во второй трети XVII века и впервые опубликованном в 1651 году. Француз имел возможность близко познакомиться с ним, когда был приглашен польским королем Сигизмундом III на службу в качестве военного инженера и на протяжении семнадцати лет строил укрепления на территории Дикого поля, защищавшие Речь Посполитую от набегов крымских татар.

Снаряжение и вооружение ротмистра казацкой хоругви.

Т.н. "казацкая хоругвь" - один из видов польской кавалерии. Подразделения использовалась в качестве легкой кавалерии "поля боя" - для поддержки атаки кавалерии тяжелой (гусар), фланкировки и окончательного разгрома противника, расстроенного ударом гусар. Боплан описывает снаряжение и вооружение некоего ротмистра (капитана - Боплан) Дечинского: "прежде всего - сабля, надетая поверх кольчуги, шлем, состоящий из железного шишака с такой же тканью, как на кольчуге, покрывающей обе стороны головы, затылок и плечи, карабин, или, если его не оказывается, - лук и колчан; у пояса привешены: шило, огниво (это огниво служит для оттачиванья сабли, ножа, а также для того, чтобы высекать огонь - Боплан), нож, шесть серебряных ложек, сложенных одна на другую и заключенных в футляр из красного сафьяна; за поясом - пистолет, парадный платок, мешок из мягкой кожи, который складывается и расправляется; с помощью его можно зачерпывать воду для питья во время похода; он вмещает в себя добрую кварту; с ним же шабельтас (большая плоская сумка из красного сукна, в которой хранятся письма, бумаги, гребни и даже деньги), нагайка, два-три пучка шелковых шнурков, толщиною в пол мизинца, предназначенных для связывания пленников, если удастся их захватить. Все это висит у пояса со стороны противоположной сабле и, кроме того, - рог для подчистки рта у лошадей. Кроме того, сзади седла привязано деревянное ведерце, вместимостью в полведра, чтобы поить из него лошадей, и трое ремневых пут для треноженья лошадей, когда они отпускаются на пашу. Далее, если он не берет мешка, то вместо него карабин, на перевязи, лядунку с патронами для карабина и пистолетов, ключ для карабина (прежде карабин стрелял при помощи заводящегося ключом замка) и пороховницу". Описав все это Боплан не без иронии резюмирует: "Судите сами, может ли свободно сражаться человек, навьюченный подобным образом". Однако, следует обратить внимание, что, судя по тексту, Боплан описывает не собственно "казацкую хоругвь" (легковооруженную кавалерию, набираемую из украинских казаков), а панцирную хоругвь, которая первоначально тоже называлась казацкой, но не состояла из казаков в нашем понимании (в Коронной Польше таких "казаков" называли чаще черемисами).

Вооружение польского панцирного кавалериста второй половины XVII в. (источник: википедия).
Вооружение польского панцирного кавалериста второй половины XVII в. (источник: википедия).

Польские гусары.

Во времена Боплана польская гусария была мало известна в Западной Европе, воюя (и успешно) в основном с русскими, австрийцами и шведами. Слава к ней пришла с победой под Веной в 1683 году, когда и "основная" Европа признала и оценила этих "храбрейших воинов, когда-либо встречавшихся под солнцем". Но уже в начале XVII века гусары находились практически на пике своего могущества. Ярким примером их возможностей являлся разгром русской армии в сражении у Клушина 24 июня 1610 года, когда шеститысячное польское войско разгромило тридцатитысячное московское. Численность гусар была увеличена при Яне III Собесском (с 1674 года), когда даже часть легкой кавалерии была переформирована в гусар. Боплан пишет: "Гусары-копейщики являются в полк с пятью лошадьми, так что сотня гусар состоит из двадцати дворян, которые едут все впереди в ряд, образуя фронт, а сзади следует четыре ряда их служителей, каждый ряд за своим господином. Все они вооружены копьями, длиною в 19 футов (1 фут 30 см - ИО); наконечники копий полые, начиная от острия до втулки, а остальное копье сделано из крепкого дерева; к концу копий прикрепляется длинные, от 4 до 5 локтей (1 локоть ок. 70 см - ИО) в длину значок, всегда двухцветный: белый с красным, синий с зеленым, или белый с черным, это для того, чтобы пугать неприятельских лошадей, ибо, когда они, опустив копья, несутся в карьер в атаку, эти значки развиваются, описывая круги и наводя страх на неприятельских лошадей, ряды которых они желают прорвать. Вооружение гусар состоит: из панцирей, т. е. кирасы, наручников, наколенников, шлема и проч.; при боку у них сабля и палаш, привязанные к седлу с левой стороны; у правой луки висит длинный меч, широкий у рукоятки и суживающийся к острию, в форме четырехгранника, для того, чтобы можно было колоть неприятеля, свалившегося на землю, но еще живого; для этой цели меч имеет около 5 футов длины и круглую головню, с тою целью, чтобы можно было лучше нажать к земле и проколоть кольчугу (Боплан говорит о кончаре (польск. Koncerz)- ИО) ; назначение палаша рубить тело, а сабли - драться и рубить кольчугу. Они носят также боевые секиры, весом не менее шести фунтов, (по виду схожие с нашими четырехгранными бердышами), очень острые, с длинными рукоятками, чтобы с помощью такого оружия можно было наносить удары и разбивать неприятельские панцири и шлемы (следует отметить, что у гусар чаще встречается клевец, а не топорик. Впрочем, возможен и не совсем точный перевод на русский язык - ИО)".

Гусар (Й. Брандт, 1890 г.).
Гусар (Й. Брандт, 1890 г.).

Вместо эпилога.

Боплан весьма высоко оценивает боевые навыки поляков, отмечая, что "дворяне отличаются храбростью и мужеством и способностью владеть оружием, в чем они превосходят всех своих соседей, как люди постоянно упражняющиеся в нем, ибо они находятся в беспрестанных войнах с могущественными народами Европы, каковы турки, татары московиты, шведы, немцы и др., а иногда с двумя и тремя державами зараз". Однако при этом он не упоминает о существовании у них особого отношения к сабле да и вообще традиции поединка. Так, по его словам, "в личных своих ссорах они не обязаны давать удовлетворение поединком за оскорбление, полученное ими сам-на-сам; но, если дворянин считает себя оскорбленным, он собирает своих друзей и храбрейших из своих подданных, быстро устремляется в поход на встречу противнику, нападает на него и, если можно, сражается, и не положит оружия до тех пор, пока не явится посредником кто-либо из общих приятелей, который примирит их и, вместо сабли, вложит им в руку по большому полному кубку токайского".

Атака польских гусар в битве при Клушине (С. Богушович, 1610 г.).
Атака польских гусар в битве при Клушине (С. Богушович, 1610 г.).

О вооружении черкесов начала XIX века вы можете прочитать здесь.

О том, как польские уланы владели пикой, вы можете прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!