Через два года после начала войны.
Валентина закончила приготовление завтрака. В кастрюле была непонятная бледная масса. Валя вздохнула.
В кашу она добавила последнюю соль. Теперь нужно было добывать новую.
Соль... Теперь она была очень дорогой. Ее можно было получить по карточкам. Но выдавали только 1 килограмм на год. Конечно же, этого было мало. Особенно, если ты живешь не один, а с двумя детьми.
Валентина обвела взглядом их скромное, даже убогое жилище. Маленький покосившийся домик в котором они прожили всю зиму. Она сама латала крышу досками со старого стола. Печка, которая теперь грела, была хоть и покосившейся и страшной, но дым больше не пропускала сквозь щели. Валентина сама искала глину и замазывала эти щели. Конечно, за печкой нужен был глаз да глаз, но она обогревала их маленькое жилище уже много дней. Все окна были перекрыты. Ни один лучик не попадал сквозь них в дом. В тазиках и тарелках горели сухие ветки, которое и освещали домишко поднимая дым вверх. Валентина иногда открывала дверь, что бы выпустить дым из дома. Да и зажигала свет она только при детях. Сама она хорошо ориентировалась в домике и в темноте.
Молодая мама набрала в тазик воды и вздохнула. Когда на улице был снег, то она просто приносила тазик со снегом в дом и ждала когда он растает в теплоте. А теперь за снегом нужно было ходить в лес. Там, в тени деревьев еще был нерастаявший снег. Но для этого нужно было или брать мальчиков с собой, или оставлять их одних. Оба варианта не были безопасными. Поэтому за снегом она ходила только для того что бы набрать его для еды и воды. А для умывания набирала воду в реке около их домика и кипятила. Когда вода остывала и становилась теплой она пошла будить своих сыновей.
Дёма и Матвейка спали на одной кровати. Они спали на чистых простынях и на подушках, но накрыты, кроме одеяла, были разными шкурами.
Валентина села на краешек кровати рядом с ними и подумала о том, что раньше она и муху убить не могла. А теперь? из шкур зайцев, белок да лис сшила такое вот одеяло. При чем шкуры выделывала она сама. Да и подушки она набила в течении зимы сама из пуха и перьев птиц, которых ловила она сама или ее собаки.
Она просто дотронулась до плеча сыновей, и от ее прикосновения малыши молча встали.
Матвейка ее обнял, а Дёма взял за руку. Оба ребенка были похожи на свою маму. Их волосы отросли и она заплетала их светлые кучеряшки в хвостики. Глаза у обоих мальчишек были такими же синими как и у нее. Они были невысокими и худыми. Часто Валентина думала, что тощими, но она отгоняла эту мысль от себя и старалась их хорошо кормить.
Валя помыла деток и посадила за стол. Она поставила перед детьми тарелки с кашей и поцеловала их в лоб.
Малыши кушали в полной тишине. Они уже привыкли к этому. Переговаривались они только шепотом. И в случае необходимости.
Больше всего Валя боялась, что они не научатся нормально разговаривать. Ведь они были совсем малышами. Даня явно картавил в свои семь лет, а Матвейка с трудом выговаривал большинство слов.
Когда дети поели они сели на дощатый пол, который перед этим их мама устлала одеялом из шкур. Матвейка слаживал конструктор посадив около себя старого медведя. Дёма слаживал какую-то конструкцию из кубиков и посадил внутрь своего любимого зайца. Валентина еще вчера вечером пришила ему вместо глаза пуговку.
А сама Валя вышла из дома, прижимаясь к стене.
Она прислушалась. Вокруг было тихо. Деревья тихо шуршали своими кронами, а псы спали в своих будках. Она вздохнула и вернулась в дом.
- Как ваше настроение, мои любимые? – Тихо спросила она детей.
- Хорошо, мамочка. – Тихо ответил Дёма. Матвейка же подбежал к ней и обнял ее. За ним подошел и Дема. Валя обняла их в ответ.
- Мы сегодня пойдем гулять. Запрем наш дом и пойдем гулять. – Сказала Валя. – Вы помните правила?
- Да. – Тихо сказал Матвей. – Мы молчим, чтобы не случилось.
Удивительно, но именно это предложение он выговаривал без единой ошибки.
Валя кивнула головой.
После Валентина помогла детям одеваться. Вся одежда в которой они покинули дом уже давно была непригодна. Они просто из нее давно выросли. Все одежда на них была вручную сшита Валентиной из того, что она находила. Она перешила свою майку в детские майки и трусики. Благо, когда началась война она была полной женщиной, а за несколько лет превратилась в тростиночку (вернее, кожу да кости, ведь сама она ела крохи, всю пищу отдавала детям). Она перешила им всю свою одежду. Себе же сшила одежду из старых тряпок которые находила. Оба мальчика были одеты в пуховики (ее старый перешитый пуховик) поверх которых были жилетки из меха зайцев. Особую боль у нее вызывала обувь. Она сама выточила деревянные подошвы, каким-то чудом приделала к ним ткань и мех. Она делала детям обмотки, которые по дороге часто приходилось менять, что бы ноги у них оставались сухими. Себе на плечи она накинула куртку из шкур которые сшила сама.
Когда они переоделись, Валентина привязала обоих малышей за пояса к себе веревкой. Расстояние между ней и детьми было меньше полуметра, веревка больше не позволяла.
Валя, отойдя немного от дома с перекинутой сумкой за плечо, посмотрела на него. У девушки мелькнула мысль, что она с ним прощается. Маленький покосившийся домик, в котором они жили уже три месяца. Вернее, прятались уже три месяца.
В сумке у Вали были вещи первой необходимости: сменная одежда для нее и сыновей, сухой спирт (она его берегла и редко использовала), спички, вода, сухой паек, аптечка, документы, ножи, парочка последних консерв, фонарик и последняя батарейка, тетрадь и простой карандаш, а так же несколько фотоснимков и одинокий винчестер с системного блока, на котором было много фотографий и видео некогда счастливой и спокойной жизни. К спине были привязаны постельные принадлежности включая тяжелое меховое одеяло, и топор. В кармане лежало разрешение на перемещения, деньги и телефон.
Телефон. Последний раз она говорила по нему два года назад. Со своими родителями. Больше она их не видела и не слышала. Она даже не имела представления о том, живы ли они сейчас.
На спинах мальчиков были самодельные рюкзаки, в которых были их немногочисленные игрушки и одна единственная книга сказок.
Собаки шли одна сзади, другая спереди. Они жили с Валей и ее детьми почти два года. Служили ей верой и правдой. А еще они были хорошими охотниками. Они сами загоняли добычу, уток или зайцев, и приносили своей хозяйке, получая часть своей добычи.
Два средних шнауцера с опаской шли и принюхивались, и прислушивались, охраняя свою маленькую семью.
Через час они вышли на дорогу. Уже значительно потеплело. Зима отступила, и снега практически нигде больше не было. Можно было идти дальше.
Зима и морозы, которые и заставили маленькую семью остановиться в том самом домике уже прошли. Валя считала, что им еще и повезло.
Как же они тогда перемерзли, как перепугались.
Но их словно кто-то свыше берег.
Теперь же они шли вперед дальше.
Скоро она услышала шум машины и сошла с дороги вместе с детьми. Рука потянулась к пистолету в кармане. Маленький пистолет, в котором был только один патрон маловероятно, что мог их спасти, но с оружием она чувствовала себя в большей безопасности.
Валя посмотрела на дорогу окруженную лесом. Карту у них украли еще осенью, и было непонятно, в какую сторону они движутся. Девушка вздохнула и взяла своих мальчиков на руки.
На дороге же появился военный автомобиль, окрашенный в цвет хаки. Машина остановилась около молодой женщины.
Собаки зарычали, и вышедшие военные удивились тому, что женщина даже и не думала их успокаивать. У них самих на поводке была кавказская овчарка, которая вела себя спокойно и уверенно.
Валентина быстро оценила ситуацию. Двое военных вышли, еде один – водитель остался внутри. Все они вооружены до зубов и, если захотят отобрать мальчиков, то она им не преграда.
- Хорошие псы у вас. – Сказал один из мужчин. – Документы у вас есть? – Валентина опустила руку Демы, который тут же обнял ее за ногу, и расстегнула самодельную крутку, доставая документы из-за широкого пояса под ней.
Военный постарше рассматривал документы, поглядывая из-под каски на молодую девушку своими карими глазами, словно они сверял фото в паспорте с тем, что видел перед собой.
В это время его более молодой напарник наклонился к Деме.
- Ты не бойся нас, малой, мы свои. – Улыбнулся он, показывая белоснежные зубы, Дёме. Ответом ему была тишина. Он удивленно глянул на троицу и выпрямился.
- Зря стараешься. – Сказал ему старший. – Они через Котлован прошли. Молчать будут как партизаны. – Он протянул документы Валентине и заговорил уже с ней. – Мы вас до города довезем. Там сейчас безопасная зона. – Валентина смотрела на него недоверчиво. – Я вас понимаю, что вы после всего никому не верите, но мы-то военные. Вот, смотрите. – Он достал из кармана лист с разнарядкой на сегодня. Валентина изучила и кивнула.
- Только Гоша и Тоша поедут с нами. – Сказала она указывая на собак.
- Ладно, только успокойте их сначала. А то рычат, как бешеные. – Сказал старший. Валентина села на коленки и к ней сразу подбежали и собаки.
- Мы сейчас поедем с военными до города. – Сказала она тихо детям. Но и псы, словно тоже слушали ее. – Слушайтесь меня, и все будет хорошо.
Уже через час они миновали несколько блокпостов и въехали в город.
Валентину проводили сразу на пост, где она снова показывала документы. А после отправили в кабинет к начальству.
Женщина понимала, почему, поэтому еще крепче сжала руки детей.
Они зашли в просторный кабинет, где сидело несколько военных, в том числе и тот, что привез их сюда.
- Мы очень рады, что вы живы. – Сказал тот, что сидел за столом. Он вышел женщине на встречу и пожал руку. – Мы уже думали, что вы не доберетесь.
- Как видите, живы. – Только и сказала Валентина. Мужчина же в военной форме повернулся к одному из военных и сказал:
- Принесите детям молока и что-нибудь вкусное. А Валентине Дмитриевне кофе. – Сказал он и показал на стол, за который они могли сесть.
Отвязывать от себя детей Валентина не стала. Она посадила справа от себя Дему, а с лева Матвея. Когда перед детьми поставили чашки с молоком, они посмотрели на маму, и только когда Валентина кивнула, начали пить молоко и есть печенье. Сама же Валентина не притронулась к кофе.
- Вам уже готовят квартиру, в которой вы будете жить. – Сказал мужчина. – Детей вы сможете отправить в детский сад.
- Демьян должен был в школу пойти еще осенью. – Сказала коротко Валентина.
- Понял, значит пойдет. У нас тут хорошая школа, быстро догонит других детей. – Сказал мужчина. – Скажите, сообщения еще были?
Валя кивнула.
После этого ее проводили в небольшую квартиру. Тут было тепло и светло.
Малыши удивленно оглядывались и окружающая обстановка явно радовала их.
В квартире было очень светло. Была вся необходимая мебель. На окнах висели белые шторки.
Валентина сказала детям раздеваться, а сама потащила собак в ванну мыть им лапы. Когда она выпустила из ванны чистых питомцев ее голые сынишки изучали содержимое холодильника.
- Мама, я куфать хацу. - Тихо сказал Матвей. Валентина сама посмотрела в холодильник и увидела, что там есть молоко, яйца, кефир, сметана, йогурты, мясо, фрукты, шоколад, творожок и сырки. Она улыбнулась.
- Давайте сделаем так. - Сказала она сынишкам. - Я набрала вам ванну и посажу вас туда. А пока вы моетесь, сварю вам вкусный обед, после которого будет вкусный сладкий чай с разными другими вкусностями. Согласны? - Малыши закивали головками.
Валентина посадила детей в теплую ванну и отлучилась от них, поставив воду в кастрюльке на газ. Она бегала из ванны на кухню и обратно. И, когда ее сыночки были чистыми она посадила их за стол и положила в тарелочку каждому рисовую кашу и по кусочку мяса.
Пока малыши расправлялись с горячим блюдом очень быстро, а сама молодая мама быстро помылась. Она надела чистое новое белье. Даже такая мелочь очень радовала. И надела ситцевое платье. Конечно, оно было ей велико, но она не могла не радоваться. Когда же Валентина прибежала на кухню, то Дёма не мог не заметить, что мама приоделась:
- Мама, ты такая класивая! - Сказал Дёма и отодвинул от себя пустую тарелку. Валентина поцеловала его в лобик, а после поцеловала и Матвейку.
- Добавки будешь? - Спросила она сыночка.
Дёма отрицательно покачал головой.
- Я хочу вкушняшку. - Сказал он.
Валентина налила ему чай и сделала творожок. А после, когда Матвей доел кашу, дала чай с творожком и ему.
Когда малыши поели, она сняла с них полотенца и одела во все новое и чистое. Малыши сразу поделили в своей комнате кровати и сели на них, посадив рядом с собой свои любимые игрушки.
Валентина не успела она разложить свои скромные пожитки, как в дверь постучали. Женщина показала детям сразу же спрятаться, и они побежали в ванную комнату и закрыли дверь, и только после этого женщина открыла дверь. За ней стояла женщина с двумя солдатами за спиной.
- Приветствую вас, Валентина Дмитриевна. – Сказала она. Невысокая, с аккуратной прической в деловом костюме. Она была аккуратно накрашена и вообще для такого времени потрясающе выглядела. – Я Марта Васильевна. Я жена майора Коровкина. Того, кто главный тут, в кабинете с вами разговаривал. – Пояснила она и зашла в квартиру, следом за ней зашли и два, судя по всему рядовых и поставили на пол коробки. – Куда поставили? На место несите! – Сказала им женщина. – Ты не удивляйся, там одежда для тебя и для мальчиков. Еще принесут продукты и игрушки... и все остальное.
Марта Васильевна осмотрелась. Валентина сразу поняла, что она ищет глазами мальчишек.
- Мои сыновья сейчас спят. – Сказала она. – Мы только с дороги.
- Хорошо. – Сказала женщина. – Я очень рада, что вы тут. Вы теперь в безопасности. Многие жалеют, что вас тогда не послушались. Ведь вы тогда правду говорили.
Солдаты вышли из квартиры.
- И предупредить вас хотела. – Сказала женщина. – Муженек ваш в городе со своей дамочкой. – Сказала она. – С ним сейчас разъяснительная беседа проходит. Козел он у вас.
- Не у меня. – Сказала Валя. – Теперь не у меня.
Марта Васильевна обняла ее.
- Ты не думай, мы все много чего прошли. Все, кто тут живет сейчас, многое повидали. – Сказала она. – И мы тебя поддержим, и не допустим, что бы подобное, что случилось с тобой – повторилось вновь.
Валентина разрешила сыновьям выйти из ванной. Марта Васильевна все поняла, но не сказала ни слова.
Валентина с Мартой Васильевной достали из коробок игрушки. У мальчишек просто глаза загорелись, когда они их увидели. Малыши в один миг словно забыли все плохое и радовались жизни. На глаза женщины навернулись слезы. Она быстро смахнула их и продолжила слушать рассказы Марты Васильевны об этом небольшом городке.
- Так вот, а два месяца назад привез патруль этих двоих. – Сказала Марта Васильевна. – Когда паспорт твоего мужика увидели, то глазам поверить не могли. Они же еще приехать в город не успели, а городок уже гудел, что Шершневых везут. Около ворот люди выстроились. Их приветствовали как героев. А в итоге выяснилось, что эта блондинка не ты, а его любовница. Так они еще и сказали, что вы умерли, подорвались на машине и все, нет вас.
- Они так сказали? – Удивилась девушка. Она чуть не поперхнулась кофе, который пила. – Я, конечно, знала, что они подлые, но не думала, что... хотя... чему я удивляюсь? Даже странно.
Рассказ "Там, где их ждали" написан и опубликован на канале "Gnomyik" 22 марта 2020 г.
Если вам понравился рассказ - нажимайте "палец вверх" и подписывайтесь на канал.
Читайте так же рассказы "Тихоня", "Ледяное сердце", "В тени Фараона", "Плохая подруга".
Уникальность текста проверена и зарегистрирована на сайте text.ru. Копирование и размещение данной статьи без согласования с автором запрещено законом и является нарушением авторских прав.