Многие люби сегодня спрашивают, почему поздравляют с праздником весны? Почему не первого марта? Ну или если ориентироваться, то хотя бы по старому календарю, тогда четырнадцатого? Почему именно восьмого? Откуда корни этого праздника? Многие говорят: "Вот Клара Цеткин." А почему Клара Цеткин? Давайте разберемся.
Настоящие корни этого праздника уходят далеко в прошлое, об этом празднике говорит Священное Писание в книге Есфирь. Так о чем же она? Надо заметить, что Книга Есфирь вошедшая в Священное Писание, единственная книга, где нет диалога между Богом и человеком. И нет никаких указаний Бога к действию.
Действие разворачивается в Персидской империи во время правления царя по имени Артаксеркс – по-видимому, речь идет об Артаксерксе I. Его долгое царствование пришлось на середину V в. до н.э., то была эпоха расцвета персидского государства – на границах огромной империи (от Эгейского моря до Индии, от Средней Азии до Египта) шли войны, но еще не родился тот, кто мог бросить персам серьезный вызов. Так что царь мог предаваться роскошествам и удовольствиям в своем дворце, расположенном в городе Сузы – одной из его резиденций. Иудеи в ту пору жили во многих городах и местностях империи – лишь часть из них вернулась из вавилонского плена на родину, многие отправились в другие земли в поисках лучшей доли.
Во время его царствования, что делали цари того времени - воевали и пировали. И вот однажды царь устроил пир и хвастался всеми своими богатствами, своими успехами, но когда уже как написано в седьмой день все наелись и напились, то он еще решил похвастаться красотой своей царицы Астин. Когда он её призвал, то она не захотела прийти со своей половины на половину царя.
На востоке по обычаю дом делится на две половины, женскую и мужскую, и женщины не входили на мужскую половину во время пиршеств. Тогда царь Артаксеркс разгневался и обратился к своим вельможам: "Что же мне делать?" Они сказали: "Ее надо низложить. Если ты её не отстранишь и не снимешь с нее венец царствования, то тогда и наши жены посмотрят на её пример и тоже перестанут нам подчиняться." Так он и сделал. После того ему начали советовать его помощники сатрапы: "Не печалься, в твоем владении от Индии до Эфиопии столько прекрасных женщин."
Тогда послали во все концы страны, что бы могли привести самых лучших красавиц. Одна из таких красавиц как раз и была женщина, по имени которой и названа книга Есфирь. Она была иудейка. Есфирь понравилась царю, он взял её в гарем, он выбрал её царицей. У нее был двоюродный старший брат Мардохей, который тоже был иудеем. Иудеи в то время в Персии были пленниками со времени царя Навуходоносора.
Мардохей сидел у ворот и он был в почтении по той причине, что однажды сидя у ворот он раскрыл заговор против царя Артаксеркса. Царя Артаксеркса хотели убить два его евнуха Ганафа и Фара. Заговор был раскрыт, евнухи казнены, а дело ушло в архив и положено в долгий ящик.
При дворе царя был князь по имени Аман, он входил как положено было вельможе, и ему благоволил царь Артаксеркс. Царь издал указ, что все без исключения кто видел Амана возле врат входящим и выходящим должны были падать ниц. Один только Мардохей не падал и не кланялся Аману. На него донесли он спросил: "Кто такой?" - ему сказали - "Это иудей, не кланяется." И тогда Амана охватила злоба, и сказал: "Надо его повесить!" - пришел в свой дом и приказал сделать столб, что бы потом при удобном случае повесить Мардохея.
И вот однажды после очередного выезда за ворота, Аман был зол на Мардохея он подошел к царю и выпросил письма что бы уничтожить весь еврейский народ. Он сказал, что есть такой Мардохей заговорщик, есть так же люди иудеи, они неблагонадежны, и их нужно истребить. Артаксеркс сказал: "Делай что хочешь." И тогда были написаны письма во все концы страны, для того что бы уничтожить этот народ. И был брошен пур - значит жребий. Пур брасался в месяц нисан, но выпал на 13-14 день месяца адара (8 марта на наш пересчет).
Адар по тем временам длился с 20 февраля по 24 марта, если перевести на наше время. В високосном году прибавлялся 13-й месяц под названием Адар-шени или Адар Бет («Второй Адар»). Предшествующий Адару месяц Шват имел продолжительность в 30 дней. Тридцатый день Швата являлся первым днём Рош-Ходеш месяца Адар. Второй Адар начинался с тридцатого дня первого Адара, Рош-Ходеш второго Адара. Согласно еврейской традиции, год, когда Аман решил уничтожить еврейский народ, был високосным.
Царь Артаксеркс при разборе государственного архива, вдруг находит, что оказывается там есть сказание о Мардохее, что он когда-то спас жизнь царю, и он спросил у своих сатрапов: "Какую награду получил этот человек?" На что получил ответ: "Ничего." И царь спросил вошедшего в тот момент Амана: "Что надо сделать тому человеку, которого царь хочет вознаградить?" Аман, естественно, подумал что его хочет вознаградить царь и ответил: "Нужно посадить на коня провести по столице и сказать, вот человек, которому надо поклониться, кроме как царя!" - и царь говорит - "Тогда приведи этого Мардохея сюда." Аман еще большей злобой рассвирепел, как так не его. И действительно Мардохея посадили и с почестями провезли по городу и все кланялись ему, включая Амана.
Прошла весть об что вышел указ об уничтожении еврейского народа подписан, тогда Мардохей обращается к Есфири и говорит, что народ твой и я через двенадцать месяцев должен быть уничтожен - пур брошен, и упал на эти дни и на этот месяц, ты должна войти к царю и просить, он к тебе благоволит. Но Есфирь сказала: "Нет, я не могу. Он меня может убить." Потому как нельзя было входить к царю, если того не призовет сам царь. И только, если царь прострет к тому, кто осмелился, золотой скипетр, то последует милость, а так смерть.
Царица Есфирь завоевала благоволение в очах царя Артаксеркса, и он ей часто обещал чего бы она не хотела, хоть до полцарства отдать ей. Есфирь долго колебалась, но все же решилась и пошла к царю. Артаксеркс простер к ней скипетр, и спросил: " Что ты хочешь?" - она ответила - "Я хочу тебя и Амана пригласить на пир." И вот она приглашает царя и Амана на пир, и говорит: "Царь, ты всегда говорил, что до половины царства можешь отдать, мне ничего не надо, но вот есть мои враги и которые хотят уничтожить мой род." - он спросил - "Кто это такие? Кто этот человек, который хочет в моем царстве уничтожить всех моих родственников, и весь мой род?" - и тогда она показывает - "Вот этот Аман!"
Царь в гневе встал с пира и вышел в дворцовый сад, Аман понял в чем дело упал на колени, припал к ложу Есфири прося защиты, и в тот момент вернулся царь, видя это Артаксеркс вскричал: "Стража он хочет насиловать царицу!" И Аману надели мешок на голову. Аман был казнен и повешен на том столбе, который приготовил для Мардохея.
В тот же день отдал царь Есфири дом Амана и, узнав от Есфири о родстве ее с Мардохеем и что он для нее, приблизил его к себе и возвысил его, «и снял царь перстень свой, который он отнял у Амана, и отдал его Мардохею».
Есфирь же продолжала умолять царя отменить жестокий указ против иудеев, составленный Аманом, но так как нельзя было отменить указа, подписанного царским именем, то Артаксеркс разрешил Мардохею написать другой указ от царского имени и скрепить его царским перстнем — «о том, что царь позволяет Иудеям собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить».
Так и было исполнено в самый день, назначенный для истребления иудеев, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара. Собрались иудеи во всеоружии и «взяли власть над врагами своими, — и никто не мог устоять пред лицем их, потому что страх пред ними напал на все народы».
В Сузах, городе престольном, умертвили Иудеи и погубили пятьсот человек.
И сказал царь царице Есфири: "В Сузах, городе престольном, умертвили Иудеи и погубили пятьсот человек и десятерых сыновей Амана; что же сделали они в прочих областях царя? Какое желание твое? И оно будет удовлетворено. И какая еще просьба твоя? Она будет исполнена."
И сказала Есфирь: "Если царю благоугодно, то пусть бы позволено было Иудеям, которые в Сузах, делать то же и завтра, что сегодня, и десятерых сыновей Амановых пусть бы повесили на дереве." И тогда они начали праздновать праздник, который так и назвали Пурим от слова "пур" - жребий.
"И описал Мардохей эти происшествия и послал письма ко всем Иудеям, которые в областях царя Артаксеркса, к близким и к дальним, о том, чтобы они установили каждогодно празднование у себя четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его, как таких дней, в которые Иудеи сделались покойны от врагов своих, и как такого месяца, в который превратилась у них печаль в радость, и сетование - в день праздничный,- чтобы сделали их днями пиршества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяния бедным." (Еф.9:20-22)
"Постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год; и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их. "(Еф.9:27-28)
В эти два дня было уничтожено 75 тысяч, как свидетельствует о том Священное Писание. Когда мы говорим 75 тысяч, надо помнить, что детей тогда было много в семьях. Меньше десяти и не было, как мы видим у Амана. Десять это минимум. То есть в основном были уничтожены дети.
Да, действительно в Священном Писании сказано "Взявшие меч, мечом погибнут " ( Мф.26:52) или "Кто с мечом к нам придет тот от меча и погибнет." (Александр Невский). Но какой меч может быть в руках детей? Была ли это защита? Была ли это самооборона? Очевидно, что здесь самообороны со стороны иудей не было. Так же некоторые от страха присоединились и приняли иудаизм, так сказано в книге Есфирь.
В иудаизме действительно есть такой праздник, он называется Пурим. Он отмечается в марте, как победа над персидским народом. То есть, что произошло? Иудейский народ был в пленении у чужого народа, но он уничтожил коренных жителей. Это называется, одним словом - геноцид.
Этот праздник до сих пор празднуется в иудаизме два дня. Строгий талмуд, который вообще запрещает винопитие, в эти дни рекомендует в эти дни напиваться так, что бы "не было понятно, где Мардохей, а где Аман"; где враг, а где друг; Где левая рука, а где правая. В этот день у иудеев разрешается детям играть, петь, все что угодно, хоть на головах ходить. Действительно, в иудаизме это праздник, но что празднуют? Кровопролитие. Причем страшное кровопролитие. Повторюсь, что нет ни одного повеления Бога в этой книге: "Подите и истребите." Нет ни одного диалога между Богом и человеком, между Мардохеем и Богом, между Богом и Есфирью.
Пурим, хочу заметить, праздник скользящий, как например у нас есть переходящие праздники, например Пасха. Она может быть ранняя, может быть поздняя. Месяц адар - это март.
Теперь невольно возникает вопрос, как этот праздник попал к нам? И почему он называется "международным"? Хотя хочется сразу спросить, между каким народами он празднуется?
Во время, всем известного, переворота 1917 года, таким женщинам как Роза Люксембург и Клара Цеткин им нужно было объединить женское движение против традиций, против монархии.
Клара Цеткин, кто она была такая? Она была иудейка немецкого происхождения. С детства её водили в синагогу. Она знала, что такое праздник Пурим, когда все друг-другу дарили подарки, когда можно было делать все что угодно. Хотя в синагоге всегда очень строго, нужно себя вести очень скромно и очень тихо. В этот день разрешалось всё.
Поэтому, когда нужно было сплотить это движение, она конечно же вспомнила об этом празднике, но вспомнила, конечно, о другом - ей был необходим образ женщины, сильный, волевой, воительницы, которой мы видим в книге Есфирь. Если она была бы француженка, может для нее такой эталон была бы Жанна-де-Арк. Но она была иудейка. Революционерки не были защитницами своего народа, как Есфирь. У них идеал был переворот, уничтожение традиционной системы ценностей, а по-русски, говоря - уничтожение Святой Церкви. Уничтожение народа, который входит в Церковь, русского народа, и других народов, которые были верны Богу.
1920 год был високосным, в который праздник Пурим выпадал именно на 7-8 марта, когда на собрании 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать "Международный день солидарности женщин", так он назывался, это сейчас он называется "Международным женским днем" - "8 марта". И в 1921 году был закреплен.
И какой идеал предлагает нам праздник 8 марта?
Это ведь не мать, и не верная жена. Это идеал феминистки. Первой феминисткой была Ева, которая решила разобраться со змеем сама по себе. Без мужа и без Бога. В результате этого произошло грехопадение.
Идеал феминистки, согласитесь, это тот идеал, который крайне неподходящий нам. Разве можно создать крепкую семью, когда женщина непрерывно борется за свои права, за права женщины независимой ото всех и ото вся, включая Заповеди Божии? Ничего крепкого на этом не построишь.
Клара Цеткин и иже с ней считали, что семья это пережиток буржуазного общества, что женщина должна вести свободную, революционную, сексуальную жизнь. Клара Цеткин вела очень разнузданный образ жизни, спала с несколькими красноармейцами сразу. Подруга у нее была Инесса Арманд, возлюбленная Ленина. И вот они ратовали за сексуальную революцию.
Почему еще эта дата появилась 8 марта, к тому же это связано с тем, что в Германии и в Америке феминистские организации и профсоюзы проституток проводили свои демонстрации. Они выходили на улицы американских городов, городов Германии. Германия в начале 20 века нравственно была очень разложенной страной.
Этот праздник 8 марта, на самом деле, праздник отречения женщины от семейной жизни, ради сексуальной революции. Ну какая нормальная христианка примет поздравления в свой адрес?
Какой же есть праздник в Православии?
И не только один день, а целая седмица (неделя) посвящается женщинам. Эта неделя называется "Неделей Жен Мироносиц". Целую неделю мы празднуем. И мы знаем что конкретно празднуем, празднуем поступок, смелость этих святых жен, которые пошли к гробу, что бы помазать тело Иисуса Христа, не смотря на то что их могут попросту убить. Хотя ученики спрятались, разбежались. Женщины не испугались. Вот что мы празднуем. В Православии мы знаем смысл каждого нашего праздника.
Нас иногда упрекают: "Вот у вас православных каждый день праздник!" Для нас праздник это подражание тем святым, их жизни, их учению. Как сказано: "Взирайте на кончину их, и подражайте вере их." Вот что значит в нашем понимании праздник.
Когда начинают среди христиан поздравлять с 8 марта, возникает такой момент, что христиане, получается, участвуют в иудейском празднике, что по церковным правилам запрещено, хотя Пурим двигается по календарю, но, тем не менее, установления изначально было связанно с этим праздником.
Или принимать поздравления с "днем проститутки"?
Бывает, поздравляют и говорят: "Да какая разница, все равно праздник." Такое странное отношение. Как же так, "какая разница"? Все равно что праздновать? Праздник, что бы наесться и напиться? Для нас праздник, это не праздность, для нас праздник это подражание святым, угодникам Божиим.
Сейчас с течением времени, конечно это все выхолащивается, но корни-то остались. И надо понимать, что этот праздник на самом деле оскорбительный для женщин, и уж точно не христианский, это мое личное мнение, можете согласиться, а можете не соглашаться.
Праздновать этот праздник или нет, решать вам.
"Бог в душе, и мне не нужны посредники!"
Фраза "никто никому ничего не должен" - это путь в никуда.
Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!