Дисклеймер!
Это не рецензия, а разбор одной конкретной серии, поэтому, если Вы не смотрели этот сериал, то Вам будет сложновато, но я постараюсь объяснять всё как можно более понятно.
Итак...
Стальной Алхимик: Братство - один из тех сериалов, которые совсем не стыдно пересматривать много раз. Многие аниме-сериалы, которые мне в детстве казались увлекательными, теперь таковыми не являются. Всё просто: то, что было прикольным для двенадцатилетнего ребёнка, уже не так классно для пятнадцатилетнего. Есть фильмы, до которых я ещё не доросла. Не в смысле возраста, но в силу моего культурного багажа. Алхимик где-то посередине - он простой, в действительности понятный на интуитивном уровне, семейный, для всех. Но в то же время, он сделан хорошо - сценарий, анимация, озвучка. Для меня он прошёл проверку временем. Да, небольшую - всего три года - но уже значимую.
И в честь очередного возобновления в памяти этого сериала, выпускаю очередную статью!
Краткий экскурс
Думаю, все, кто что-то понял из курса литературы средней школы, что-то помнят про сюжетную структуру. Она состоит из последовательных этапов. Сначала всегда - экспозиция. Экспозиция обязана раскрыть читателю дверь в новый мир - пробежаться по основнвм действующим лицам, обозначить границы произвольной локации и набросать законы этой вселенной. Экспозиция может быть очень быстрой - пара строк - а иногда может растянуться на главы(если мы говорим о книге). В случае с Алхимиком она позволяет себе роскошь двигаться со скоростью улиточки.
После экспозиции читателя ждёт завязка - это некий толчок, механизм, запускающий цепочку событий, ведущих нас к кульминации. То, что читатель/зритель может наблюдать между двумя этими ключевыми точками - развитие действия или, для простоты, "тело" повествования.
Затем следует кульминация - пик сюжета. Обычно кульминация - это последние крупное действие в произведении, результат которого определит следующий этап - развязку. Буквально, все те ниточки, что успели сто раз сплестись в сюжете, распутываются или разрываются. Конфликт разрешается.
Далее всё идёт по желанию автора: прологи, эпилоги - всё, чего душе захочется.
На примере конкретной серии: "Separate Paths"
Я выбрала для разбора именно эту серию, потому что она наиболее показательна. Если рассматривать сюжет всего сериала в целом, то этот эпизод будет играть в нём роль завязки, или одной из завязок(т.к. сюжетных линий здесь несколько, завязок тоже несколько; сегодня мы рассматриваем одну из них).
Итак, есть экспозиция, состоящия из описания мира вокруг героев, придание ему живых красок, а персонажам - плоти и крови. В первой серии нам показывают одно из мест действия - Центральный город, где два брата-алхимика ловят нарушителя. Эта серия переполнена информацией - нам показывают и форму правления в этой стране, и основной вид так называемых "боевых искусств"(алхимия), и нагоняют интриги в будущем сюжете, и знакомят с основными героями.
В следующих сериях вас будут знакомить с второстепенными персонажами, локациями, страхами и чаяниями героев, потихоньку подбрасывая всё новые и новые чеховские ружья в сюжет. Вы видите нескольких антогонистов, но ещё не знаете, какое из ружей выстрелит. Экспозиция оставляет Вас в напряжении.
И тут - БАМ! - выстрел! Завязка. И на этом моменте начинается самое интересное. Что именно стало для меня завязкой? Конечно, смерть Маеса Хьюза.
А теперь всё по порядку.
Серия начинается с флэшбэка подполковника Роя Мустанга с войны в Ишваре.
Стрельба, построение, приглушённые пастельные цвета - он видит сон. Закадровым голосом Рой говорит о своих "наивных идеалах".
Рядом с ним стоит его товарищ - Маес Хьюз, который впоследствии поддерживает его желание защитить всю страну.
Он хочет посмотреть на то, как "наивные идеалы" Мустанга изменят эту страну, и соглашается помочь. Чтобы защитить всю страну, нужно стать главнокомандующим - они внимательно смотрят на фюрера Кинга Бредли, чья фигура кажется грозной. Этот флэшбэк - мини экспозиция для эпизода. Обычно такие сны нужны, чтобы рассказать что-то важное для дальнейшего сюжета. В данном случае нам чуть-чуть раскрывают отношения Роя Мустанга и Маеса Хьюза, которые более глубоки, чем кажутся на первый взгляд.
Маес сразу же производит впечатление старшего товарища, это видно по его смешливым репликам:
А идея интересная, я в деле.
В этом воспоминании он будто покровительствуют Рою, и вместо несерьёзного работника и счастливого папаши перед нами предстаёт человек с немалым багажом жизненного опыта за плечами. Он сразу кажется намного старше, чем даже в нынешний момент действия...
Флэшбэк обрывается, и в следующую секунду мы видим кабинет Мустанга в Восточном штабе - всё, как обычно. Мустанг говорит лейтенанту Хоукай, что просто не выспался и что ему снились просто скучные воспоминания.
Возможно, он так часто видит сны, связанные с прошлым, которое напоминает ему об этой идее фикс - стать фюрером, что для Роя даже самые страшные воспоминания об Ишварской войне кажутся обыденностью. Правды мы, однако, никогда не узнаем.
После опенинга мы видим сцену в больнице, которая для этой конкретной серии является завязкой. Здесь собрались плюс/минус все те, кто знают о происшествии в Пятой лаборатории и телах Эдварда и Альфонса Элриков. Среди них есть и Хьюз. Они разрабатывают план дальнейшего расследования дела Философского камня и гомункулов. Внезапно в палату вламывается вездесущий Кинг Бредли, якобы к мальчику, передать гостинец. Он заводит разговор о расследовании, которое за его спиной проворачивает майор Армстронг. Он показывает всем в этой комнате, что от его глаза ничто не укроется:
Не надо недооценивать мою осведомлённость
Что ж, он сам знает о лаборатории куда больше каждого из присутствующих. Самое интересное начинается после. Кинг Бредли намекает, что им всем не стоит в это лезть, что с этого момента каждый военный представляет угрозу. Он запрещает продолжать расследование и делиться информацией с кем-либо.
С этой сцены сюжетные линии всех персонажей расходятся. Братья Элрики уезжают в Дублит, чтобы встретиться со своим учителем, прихватив с собой и Уинри. Маес Хьюз снова возвращается в свой привычный образ, он шутит про Уинри-будующую-жену-Эдварда.
А в следующей сцене он прощается с дочкой, прежде чем привычно пойти на работу.
Далее две сюжетные линии - Маеса Хьюза и Братьев Элриков - идут параллельно друг другу во времени и то и дело переключаются, создавая контраст.
Маес Хьюз продолжает искать ответы на вопросы, находясь в военном суде. Он просматривает газеты и архивные материалы, замечая, что в стране очень часто происходят насильственные, военные столкновения на границах, восстания, бунты. Он идёт в библиотеку, где на карте обозначает места крупных столкновений...
Эврика! Он что-то осознал, и зритель чувствует, как быстро крутятся шестерёнки в его голове. Он связывает между собой человеческие жизни как сырьё для Философского камня и военные действия. Это кульминация.
В комнате появляется Похоть, одна из гомункулов, и у зрителя уже нет сомнений, что Хьюз понял то, чего понимать не стоило. Его пришли устранить. Последняя задача Хьюза - кульминационный конфликт серии - рассказать то, что он осознал. Он, раненый, идёт к телефону, чтобы сообщить фюреру о случившемся. Но внезапно останавливается и понимает - Да! - никому нельзя доверять, особенно фюреру Кингу Бредли. Возможно, тогда он и в правду был единственным человеком, который понял, что именно задумали гомункулы. Спойлер: превратить Аместрис в один большой круг преобразования для Философского камня.
Тогда он принял решение позвонить одному единственному человеку, которому мог доверять - Рою Мустангу.
Он не успел. Зависть, в обличии жены Маеса, убивает его, выстрелив в грудь, прямо у телефонной будки и говорит:
Люди такие глупые. Из-за такой ерунды рискуют жизнями.
И в этот момент у меня голова пошла кругом. Я уже смотрела этот сериал, я прекрасно знаю, чем всё закончится, и как весь сюжет придёт к своей кульминации. Я знаю о прошлом Хьюза. У него было всё: жена, дочь, работа, товарищи. Он мог не пытаться помогать братьям Элрикам и не лезть в эту мутную историю с камнем. Тогда его догадливость не погубила бы его судьбу. Он бы не умер. Но Маес Хьюз не такой человек, как скажет Грейсия, его жена, впоследствии:
Это так похоже на него. Он умер, пытаясь кому-то помочь.
Он поступил так, потому что хотел помочь мальчишкам, он поступил так, потому что хотел докопаться до истины, хотел помочь Мустангу взобраться на верхушку армии, чтобы увидеть, как изменится к лучшему Аместрис. Но, может, ему и не нужно было это видеть. Может, он просто солгал.
После развязки наступает эпилог. Зрителя перебрасывает в поезд, где Ал, Эд и Уинри пробуют яблочный пирог, испечённый Грэйсией. Они обсуждают Хьюза: какой он непутёвый папаша и приставучий тип. Этот бытовой разговор направлен на усиление трагического эффекта - Хьюз погиб, и они никогда не смогут как следует поблагодарить его за всё.
Далее - сцена похорон. Нарочито помпезная. Это похороны скорее не для Маеса, мужа, товарища и отца, а для офицера, погибшего при исполнении. Все в форме и при параде.
Далее Рой стоит напротив его могилы. Хьюз посмертно повышен на два звания - посмертно бригадирный генерал Хьюз. Здесь же нас отсылают к флэшбэку в начале серии - обещанию Маеса. Рой припоминает его и замечает:
А ведь обещал, что будешь поддерживать меня снизу. И как, спрашивается?
Как назло, ярко светит закатное солнце. Полковник утверждает, что идёт дождь.
Далее Рой осматривает место преступления и вызывает майора Армстронга.
Из разговора с ним Рой понимает, что в убийстве Хьюза была замешана верхушка армии и Философский камень. Это лишь подстёгивает его решимость.
На этом эпилог заканчивается.
Почему Алхимик - это круто?
Итак, подведём итог. В этой серии присутствуют все необходимые композиционные элементы и более менее выдержан темп повествования. Эта серия задаёт тон последующим сериям, если с неё и не начинаются новые сюжетные линии, то, во всяком случае смерть Хьюза толкает их все вперёд. Дальнейшее развитие действия будет строится на конфликте, заданном в эпизоде - расследовании тайны Философского камня и его связи с Аместрисом и верхушкой армии.
Стальной Алхимик крут именно тем, что фразы героев здесь не исчезают в небытие, а сюжетные линии не пропадают в неизвестности. У каждой серии есть сюжетная структура и темп повествования, что не позволяет заскучать, а приковывает внимание. Для меня Алхимик - одно из самых неожиданных открытий этого года. Я открыла его заново. И Вам я советую почаще пересматривать старые дурацкие фильмы - может, и Вы посмотрите на них по-новому.