M-1 Абрам - это основной американский танк, который выпускается серийно с 1981 года он относится к третьему послевоенному поколению танков. Машина состоит на вооружении армии и морской пехоты США и экспортируется еще в несколько армий мира. Мало какой танк заслужил так много внимания как Абрамс о нем написаны сотни статей, которые зачастую грешат субъективизмом и либо поют этой машине хвалебные оды, либо опускаются до часто незаслуженной критики. Это действительно весьма интересная машина, которая является типичным детищем западной школы танкостроения. Американцы считают Абрамс лучшим танком в мире, настоящей машиной смерти которая не имеет конкурентов, но соответствует ли это мнение действительности давайте разбираться в чем заключаются сильные и слабые стороны этого танка.
До 1979 шла доработка новой машины танк получил наименование Абрамс в честь генерала армии США который внес большую лепту в развитие американский бронетанковых сил. В 1981 Абрамс был официально принят на вооружение армии соединенных штатов Америки. Как и большинство основных боевых танков состоящих на вооружении своих армий многие годы Абрамс пережил множество модернизаций, танк который армия США использует сегодня мало похож на Абрамс принятый на вооружение в 1981. М-1 это базовая модель, которая была принята на вооружение, на нем установили 105 миллиметровую нарезной пушку с боекомплектом 55 выстрелов, основной боевой танк Абрамс имеет классическую компоновку с отделением управления расположенным впереди боевым отделением в средней части машины и силовым отсеком в кормовой.
Экипаж танка четыре человека командир, заряжающий, наводчик и механик-водитель, корпус и башня танка сварные выполненные из многослойной брони по технологии чоби, угол наклона лобовой брони корпуса и башни весьма значительный 82 градуса. Между корпусом и башней большой зазор, и даже не серьёзное попадание в этот зазор может привести к сильным повреждением механизмам танка. На поздних модификациях на Абрамс установлена гладкоствольная пушка М 256 калибром 120 миллиметров, в боекомплект входят бронебойные, подкалиберные и кумулятивные снаряды, картечные и осколочно-фугасные боеприпасы с программируемым взрывателем. Абрамс оснащен газотурбинным двигателем мощностью полторы тысячи лошадиных сил. Газотурбинный двигатель имеет весомые преимущества у него больше удельная мощность, он довольно прост и надежен, имеет меньшую шумность и лучше работает при низких температурах, но при этом такой двигатель потребляет больше топлива чем дизель и весьма требователен к качеству воздуха. К слову, система очистки воздуха на Абрамсе имеет большие размеры чем сам двигатель. Система управления огнем установленная на поздних модификациях Абрамса на сегодняшний день считается одной из лучших в мире. Все члены экипажа кроме заряжающего имеют телевизионные прицельные приспособления или приборы наблюдения, на машине стоит совершенный лазерный дальномер и масса других датчиков.
Машина была задействована во всех последних конфликтах, в которых США принимали участие. Первой настоящей проверкой для Абрамса стала операция буря в пустыне в 1991 году. В боях участвовали как модификации М1А1, так и базовые машины М1. По официальным данным в Ираке американцы потеряли 18 танков другие исследователи называют иную цифру 23 танка. Ни один из танков Абрамс не был потерян в результате огня иракских танков, при этом базовые модели М1 не вступали в схватке с танками противника, этим занимались более защищенные и вооруженные М1А1. Боевые машины были подбиты из ручных противотанковых средств, стали жертвой дружественного огня, или подорвались на фугасах.