Найти в Дзене

Как советские научные журналы фантазировали о жизни в космосе

Оглавление

Высокая стела поднимается с глубоко обрешетленной поверхности, отбрасывая длинную зловещую тень мимо ряда небольших башен. Прямые линии соединяют структуры друг с другом, как улицы на карте или спроецированные ходы в игре в космические шахматы. Земля безмятежно плывет в темном небе рядом с логотипом, на котором написано « Техника - молодежь» , русский научно-популярный журнал « Технологии для молодежи », выпущенный в 1933 году. На обложке журнала 1969 года была показана статья с фотографиями Луны. 9, советский беспилотный космический корабль, который первым пережил посадку на Луну несколькими годами ранее.

Этот воображаемый лунный пейзаж является одним из более чем 250 потусторонних изображений из будущей, визуально восхитительной книги « Советская космическая графика: космические видения из СССР» , написанной Александрой Саньковой, директором и основателем Московского музея дизайна, который сотрудничал с ней вместе с книгой. Произведения космической эры распространились вместе с научно-популярными журналами Советского Союза - их пиковое количество составляло до 200 - во время холодной войны. В частности, с середины 1950-х до середины 1970-х космос стал полем битвы мировых держав, борющихся за глобальное господство. Хотя космическая эра началась с успешного запуска «Спутника-1» в Советском Союзе, именно Соединенные Штаты, всего через три года после «Луны-9», впервые поместили человека в лунный пейзаж, похожий на человека на обложке журнала.

Советские иллюстрации, даже со свистящими НЛО и сногсшибательно футуристическими машинами, создавались не для того, чтобы развлекать, а просвещать и пропагандировать коммунистический проект. Открытое письмо космонавтов общественности в выпуске « Технологии для молодежи» 1962 годачитать «… каждый из нас, идущий на запуск, глубоко верит, что его труд (именно труд!) делает советскую науку и советского человека еще более могущественными и приближает это прекрасное будущее - коммунистическое будущее, к которому придет все человечество». По словам Саньковой, к ученым, космонавтам и авиастроителям относились как к легендам, поскольку космос был такой важной идеей в Советском Союзе. «Достижения СССР в области космоса стали мощным оружием пропаганды», - говорит она. Советские граждане жили заурядно благодаря таким изображениям, и даже более сюрреалистические и фантастические образы - жизнь в космосе, знакомство с новыми формами жизни - продемонстрировали, что идея культурной революции не должна ограничиваться Землей.

Как вы думаете, что информировало или вдохновляло отличительные взгляды этих художников на другие миры?

Вдохновением для иллюстраций послужили два направления: интенсивное развитие научно-технической сферы и серьезный энтузиазм дизайнеров и художников по поводу новых открытий в различных областях науки в целом. Художники часто имели техническое образование. Другим важным фактором, который повлиял на визуальные эффекты, был рост публикаций, книг, романов и коротких рассказов, а также производство научно-фантастических фильмов в 1920-х и 1950-х и 1960-х годах.

Задолго до того, как мечта о космическом полете осуществилась, изобретатели и философы были убеждены, что путешествие между планетами и даже вселенными станет возможным со временем. В России эти идеи получили широкое распространение после публикации произведений Константина Циолковского. В них ученый высказал свое мнение о том, что разумная жизнь должна существовать не только на Земле, но и во всей вселенной. Циолковский прославился не только своей инженерной работой, но и убежденностью, что должны существовать высокоразвитые внеземные цивилизации, способные влиять на организацию материи и ход природных процессов, а также стремление найти путь к космическому разуму и установить органическую связь между человеком и пространством.

Советские писатели высказывали самые невероятные версии столкновения с внеземными цивилизациями. Затем, в 1970-х и 1980-х годах, космические фантазии отошли на второй план, уступив место хроникам реальной программы освоения космоса.

Техника для молодежи , 1968, иллюстрация Е. Борисова, к статье, изображающей город на Луне. МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ ДИЗАЙНА
Техника для молодежи , 1968, иллюстрация Е. Борисова, к статье, изображающей город на Луне. МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ ДИЗАЙНА

Где эти иллюстрации вписываются в общую эстетику советского дизайна?

Советский графический дизайн всегда активно развивался и быстро реагировал на ситуацию в стране. Это было связано прежде всего с тем, что плакаты, журналы, книги, брошюры и т. Д. Были наиболее эффективными средствами пропаганды. Они были быстрыми и дешевыми в изготовлении, и они представляли материал поразительно и живо, делая информацию визуальной и в целом понятной.

Издательства по всей стране сотрудничали с отдельными художниками и мастерскими, входившими в Союз художников СССР. Научно-технические журналы и научно-исследовательские институты дизайна часто предоставляют убежище и официальную работу нонконформистским, подпольным художникам. Работая для журналов, они воплощали необычные, фантастические концепции, размышляли о сути вещей, создавали концептуальные проекты для титульных страниц и создавали новую реальность, не имеющую ничего общего с их реальной средой.

Обычная советская эстетика подлежала стандартизации и унификации. Это был единственный подходящий дизайн в стране с плановой экономикой, где было почти невозможно представить что-то новое. Космическая и оборонная промышленность были единственными областями, для которых были построены новые производственные линии.

Космос также стал ведущим мотивом в дизайне и архитектуре, начиная с 1960-х годов. В советской архитектуре формировался так называемый «космический стиль». Строящиеся дома и общественные здания стали напоминать межпланетные корабли, спутники и летающие тарелки. На игровых площадках появлялись удивительные планеты, ракеты и импровизированные научные станции, а стены детских садов и школ украшались звездами и галактиками. Изображения космонавтов стали появляться в оформлении станций метро. Космическая тема также доминировала в планировании и разработке народных гуляний, которые наполняли жизнь советских людей и ознаменовали последние достижения науки, такие как запуск новых кораблей. Улицы были заполнены лозунгами и плакатами: «Коммунисты прокладывают путь к звездам,

В дополнение к науке на многих иллюстрациях изображены инопланетные миры. Какое отношение имели советские люди к такой научной фантастике?

Возможно, были секретные исследовательские институты, которые занимались обнаружением инопланетного ума, но мы не знаем этого наверняка. Советские люди не проявляли большого интереса к инопланетным мирам. Мой папа, советский инженер, всю жизнь читал научно-технические журналы. Когда я спросил его, есть ли инопланетяне, он ответил, что, возможно, они есть, но он никогда не хотел встречаться с ними. Космические исследования оказали влияние в основном на творческий класс советских людей. Встречи с инопланетными цивилизациями стали популярной темой в кино и анимации.

Техника для молодежи , 1955, иллюстрация Н. Колчицкого (слева); Техника для молодежи , 1969 г., иллюстрированная Р. Авотиным (справа). МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ ДИЗАЙНА
Техника для молодежи , 1955, иллюстрация Н. Колчицкого (слева); Техника для молодежи , 1969 г., иллюстрированная Р. Авотиным (справа). МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ ДИЗАЙНА

Основываясь на книгах и рассказах, советские киностудии снимали фильмы и создавали невероятные, фантастические мультфильмы с участием ученых и космонавтов в качестве консультантов производственного процесса. Многие фильмы стали настоящими хитами: невозможно было попасть на показы, а вокруг телевизоров собрались не только несколько поколений семьи, но и друзья и соседи.

Как советское видение альтернативных миров развивалось с течением времени и изменилось ли оно после первой посадки на Луну?

В 1950-х годах иллюстрации в журналах стали реалистичными: романтика космоса и ожидание новых открытий были заменены картинами вселенной, полученными в результате последних исследований. После запуска первого искусственного спутника он стал главным героем научно-популярных журналов, постоянно появляясь на их обложках. Иллюстраторы « Наука, жизнь и знание - сила» все чаще изображали новейшие версии ракет и кораблей и передавали удивительно правдоподобные (даже если на самом деле они были просто фантазии художников) подробности о полетах на Луну. Казалось, будто в колонках публиковались реальные цветные фотографии, сделанные из космоса.

Однако изображения людей в открытом космосе в то время оставались крайне редкими. Практически все художники изображали исследователей и пионеров космических полетов внутри космодромов, где запускались ракеты и летающие тарелки, или в лабораториях, где на гигантских экранах показывали Луну или планеты. На этих снимках человек был не главным героем, а частью футуристического пейзажа, простым обитателем далеких планет, по дорогам которых летали аэродинамические машины в форме капель. Иллюстрации в « Технологии для молодежи» были исключением.

После того, как Советы и американцы совершили свои первые космические полеты, проекты журналов были немедленно заполнены изображениями человека в космосе. Космонавты швартовались, смотрели сквозь иллюминаторы на просторы космоса и гуляли по городам и командным центрам на других планетах. Масштабы снов стали совершенно другими. Если в 1950-х люди думали о том, какие технические инструменты позволят им освоить просторы Вселенной, то лишь спустя десятилетие художники уже проектировали звездные города, теплицы и огромные станции, где люди могли бы жить годами. «Хрущевская оттепель» нашла отражение не только в содержании иллюстраций, но и в палитре. Стиль стал ярким и футуристическим, полным ярких красок, и другие планеты казались дружелюбными, гостеприимными мирами.

Техника для молодежи , 1964, иллюстрированная А. Побединским (слева); Техника для молодежи , 1964, иллюстрированная А. Побединским (справа). МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ ДИЗАЙНА
Техника для молодежи , 1964, иллюстрированная А. Побединским (слева); Техника для молодежи , 1964, иллюстрированная А. Побединским (справа). МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ ДИЗАЙНА

В 1970-х произошел сдвиг в дизайне журналов в сторону психоделической графики с персонажами и деталями, необычными перспективами на иллюстрациях и более сложным рассказыванием историй. Однако большинство журналов с увлекательным научно-техническим содержанием все еще иллюстрировались в основном черно-белыми рисунками и диаграммами - обложка и цветные вставки были единственными цветными элементами. На этом фоне « Технология для молодежи» считалась самым ярким изданием за многие годы.

Тогда идеалистические образы исчезли, а иллюстрации стали мрачнее. К 1980-м годам не осталось ни следа мечтаний 1960-х или футурологии 1970-х годов. Проекты печатных публикаций стали настолько реалистичными, насколько это возможно, цвета стали менее яркими, а сюжеты сюжетов были сосредоточены на повседневной жизни космонавтов и ученых. К этому времени космическая гонка уже была в упадке. В 1972 году между Советским Союзом и Соединенными Штатами было подписано соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Темпы освоения космоса замедлились, а сообщения о работе на орбите стали обычными новостями.

Какая ваша любимая иллюстрация альтернативного мира в книге?

Мне действительно нравятся обложки « Знание - сила» № 12, 1969 г. и № 11, 1971. Они абстрактны и передают ощущение, что существуют некоторые параллельные реальности, другие микро- и макро-миры. Абстрактные обложки, изображающие очень интуитивный, ассоциативный художественный образ неизвестного, отличают этот журнал от других научно-популярных публикаций, имеющих более реалистичные изображения на обложках.

Знание - сила , 1969, работа С. Лухина с фотографией В. Бреля (слева); Знание - сила , 1971, иллюстрация С. Лухина (справа). МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ ДИЗАЙНА
Знание - сила , 1969, работа С. Лухина с фотографией В. Бреля (слева); Знание - сила , 1971, иллюстрация С. Лухина (справа). МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ ДИЗАЙНА

Советский взгляд на космос все еще имеет сегодня резонанс?

Интерес к нему возвращается, или правильнее сказать, что интерес никогда не угасал. Темы, популярные в 1960-х и 1980-х годах, снова актуальны: экология, альтернативная энергетика, разумное потребление, перенаселение и переработка отходов. Тогда это считалось футурологией, но для нас это уже реальность.

Сегодня, возможно, определенный романтизм исчез. Пространство больше не рассматривается как самоцель, теперь это средство выживания: место, куда может быть перенесено вредное производство, или где можно найти новые источники энергии.

На сайте Роскосмоса (Российская государственная космическая корпорация) есть объявление о приглашении молодежи присоединиться к программе космонавтов. Я нашел это, готовясь к этому интервью. Тем не менее, нет никакой шумихи вокруг этого, и объявление было размещено ни в прессе, ни в социальных сетях. Теперь все понимают, что работа космонавта или космонавта такая же, как и любая другая.