Заключительная часть словаря остроумных железнодорожных терминов.
"Р"
- Работать пасом - ехать пассажиром до пункта оборота;
- Разборка - роспуск вагонов с горки или порожний состав, приходящий для разборки по подъездным путям;
- Разгон стыков - работы по обеспечению зазора между рельсами в изолирующих стыках;
- Разлука - колесо винтового реверса у паровоза (при манёврах для частого изменения направления хода приходилось много крутить этот реверс, напевая при этом "Разлука ты, разлу-у-ука!", изображая игру на шарманке);
- Разнесло - ситуация, когда на затяжном спуске поезд сам набирает скорость, и машинист вынужден применять торможение, чтобы не превысить допустимую скорость;
- Растянуться - остановиться с поездом на тяжёлом участке (подъём, перелом профиля) из-за поломки или неумения вести поезд;
- Резак - резервный локомотив;
- Ребро - переделаный из крытого или полувагона вагон для перевозки среднетоннажных контейнеров;
- Рефы - рефрижераторщики, бригады рефрижераторных секций;
- Рисовать палки - чертить график исполненного движения поездов;
- Рога - токоприемники;
- Рогатка - специализированная платформа-лесовоз со стойками;
- Рогатый - электровоз;
- Руль - баранка ручного тормоза, а также контроллер в М62, 2М62.
"С"
- Савелий Петрович - САВПЭ (система автоматизированного ведения пригородного электропоезда; )
- Самолёт - межобластной вагон;
- Сарай - крытый вагон-автомобилевоз или пассажирский салон в электропоезде;
- Саранча - работники ПМС (когда они проводят капремонт пути, то сметают на своем пути все кабеля и муфты);
- Свалиться - сойти с рельсов;
- Сват - то же, что и "Василь";
- Светило (фонарь) - прожектор;
- Свой, свояк, мальчик - кран вспомогательного (локомотивного) тормоза усл. N254; мальчик - кран 4ВК;
- Секция - пригородный электропоезд;
- Селектор - селекторное совещание между руководителями различных рангов;
- Серый - вспомогательный локомотив;
- Сетка - вагон-автомобилевоз (он же сарай);
- Сигара - 8-осная цистерна;
- Сидеть на хвостах - для проводника означает работать в последнем вагоне и следить за задними красными огнями;
- Сказать солнцу "Да!" - уйти в отпуск (метро);
- Скворечник - керосиновый прожектор прямоугольной формы на старых паровозах;
- Скобарь - поезд Москва - Псков или представитель локомотивной бригады депо Псков;
- Сковородка - сигнальный диск оператора;
- Скот - пассажиры-дачники;
- Скотовоз - пригородный поезд из классных вагонов;
- Скотосбрасыватель - устаревшее название путеочистителя локомотива;
- Слепак - безбилетный пасажир;
- Смотреть телевизор - наблюдать за пассажирами через отверстие в двери;
- Снегири - путейские рабочие в оранжевых жилетах;
- Снегогрызка - снегоуборочная машина СМ2;
- Снегодрака - работа со снегоуборочной машиной;
- Снегодуй - снегоуборочная машина СДПМ;
- Собачник - пространство под пультом электровозов ВЛ8, ВЛ23;
- Сопли - электрические провода для выкатывания тепловоза c канавы депо;
- Сорвать петлю - применить экстренное торможение (метро);
- Сортировка - сортировочная станция;
- Сосиски, сардельки - пусковые резисторы типа КФ (круглые такие);
- Сосок - суженная часть бункера вагона-хоппера;
- Составила - составитель поездов;
- Специалка - ключ лок. бригад на МВПС, а также проводников (трехгранка в увеличенном варианте);
- Сплотка - несколько локомотивов, сцепленных вместе и следующих по перегону;
- Сплошняк - ночная смена без отдыха у машинистов электропоездов;
- Спустить сплотку - отправить сплотку из депо в депо;
- Стайка - локомотивное депо;
- Старшина, старпом - руководитель смены на внеслассных станциях, обычно старший маневровый диспетчер;
- Стать на песке - при остановке поезда или одиночного локомотива путем подачи песка на рельсы и остановки на этом песке потерять электрический контакт с рельсами (рельсовые цепи разомкнутся и будет показана свободность участка пути);
- Стокер Горбачева - ручное отопление паровоза, при котором "горбатишься";
- Столбик - остановочный пункт с низкой платформой;
- Столыпинский вагон - вагон для перевозки зеков;
- Стопик - локомотивный тормоз;
- Сторонить - пускать локомотив по боковым путям станции (как правило, для оборота);
- Стоять на песке - находиться в отстое для локомотивов, ждущих очереди в цех ТО2;
- Стоять под окном - стоять на разъезде или станции во время технологического перерыва в движении (окна) для ремонта путей, контактной сети, и т. д.;
- Стоять по неприему - состояние ж. д. станций, узлов, отделений дорог и железных дорог, при котором по каким-либо причинам поезда не принимаются на территории этих подразделений. Как правило, стояние по неприему приводит к бросанию поездов;
- Стрелять - проверять положение пути во время выправки с целью определения неровностей в обоих плоскостях;
- Стяжка - стальная полоса (арматура) с захватами и гайкой для стягивания рельсов в местах, где колея разошлась очень сильно (больше 1540 мм). Очень часто ставится в местах, где от шпал ничего не осталось, а заменять их по разным причинам нет возможности;
- Супертяжеловес - локомотив, следующий резервом (без состава);
- Сухарь - порожний полувагон.
"Т"
- Тарзан - обычно 4-х - 6-тивагонная электричка на БМО (Большой Московской Окружной) Московской ж. д.;
- Таракан - мотовоз метро;
- Тараканчик - автомотриса АС1А;
- Тётя - оператор по отправлению (относится только к женщинам);
- Тёща - хвостовой сигнал, диск или фонарь (соответственно "подвесить тёщу" - установить хвостовой сигнал);
- Толкать с хвоста - управлять тягой электропоезда помощником машиниста из задней кабины из-за невозможности управления из головной. Тормозами управляет машинист в головной кабине;
- Толкач - подталкивающий локомотив;
- Толкачисты - локомотивные бригады, работающие на толкачах;
- Толчки (маневры толчками) - когда группа хвостовых вагонов предварительно отцепляется от локомотива и оставшихся вагонов, затем машинисту дается команда "Назад!", локомотив делает ускорение, и затем дается команда "Остановка!" и вагоны (с хвоста) по инерции катятся на пути, а локомотив с оставшимися вагонов может двигаться вперед, и производить "толчки" на другие пути ;
- Трактор - маневровый локомотив (тепловоз);
- Тракторист - машинист тепловоза;
- Трамвай - электричка (вагон пассажирского поезда), в котором на каждой станции меняются пассажиры;
- Трескоеды - локомотивные бригады депо Мурманск;
- Трехгранка - вагонный ключ;
- Три карела - раньше был поезд N666/665 Москва - Осташков;
- Трость - телескопический вал привода скоростомера;
- Труба - тоннель метро;
- Туалетная бумага - вагоны с листовым железом, скрученным в рулоны;
- Тузик - см. хозяйка;
- Тупейцы - путейцы;
- Тупорылые - электропоезда с квадратной кабиной;
- Турбик - турбокомпрессор;
- Туфли - башмаки;
- Тушканы - пассажиры;
- Тяга - электричка;
- Тягун - затяжной подъем.
"У"
- Убить поезд - сорвать поезд с графика;
- Уголёк - поезд, гружёный углём;
- Удав, удочка - передвижной кабель для подачи высокого напряжения на состав (в метродепо);
- Узкий парк - станционный парк с путями и стрелками колеи 1435 мм;
- Узкий локомотив - маневровый или диспетчерский локомотив, оборудованный тележками колеи 1435 мм, буферами и винтовыми сцепками;
- Упор - цех отцепочного ремонта вагонов;
- Управа - управление железной дороги;
- Установка - проходной светофор на перегоне;
- Ухо - часть запорного устройства двери крытого вагона;
- Ученик - пригородный поезд Петровский Завод - Хилок из двух вагонов, ведомый старым и обшарпанным ВЛ60;
- Ушастый (заяц) - безбилетный пассажир.
"Ф"
- Фазан - фазорасщепитель на электровозе переменного тока;
- Федя - паровоз серии ФД;
- Фейерверк - дымный выхлоп с искрами и пламенем (на тепловозе);
- Финики - Финские железные дороги (на Окт. ж.д.);
- Фитинговые (фитинги) - фитинговые вагоны-платформы для перевозки контейнеров и колесной техники.
"Х"
- Хабарик - поезд 183/184, а позже 43/44 "Москва-Хабаровск" (название употреблялось на Сев. ж. д., особенно на костромском перегоне, устарело с лета 2001 г.);
- Халява - вещи, забытые пассажирами (депо Санкт-Петербург-Главный);
- ХЕР200 - ЭР200;
- Хитрый поезд - частный поезд в Эстонии (обязан пройти строго по графику);
- Хозяйка - маленький маневровый локомотив в депо или на заводе;
- Хомуты - машинисты ныне закрытого депо Болотное;
- Хоронить стрелку - отмечать окончание работ по замене старого стрелочного перевода на новый;
- Хорьки - локомотивные бригады депо Пушкино Московской ж.д.;
- Хоттабыч - то же, что "медведь" в "пустить медведя";
- Храбрец - противоюз (метро).
"Ч"
- Чекварить - выправлять (рихтовать) путь с помощью чекварок;
- Чекварка - ручной рихтовщик;
- Чекуха - календарный штемпель на перевозочных документах;
- Чемодан - контейнеровоз;
- Червонец - тепловоз 2ТЭ10 первой серии;
- Червяк - электропоезд;
- Чернопупые - локомотивщики с точки зрения энергетиков; это название пошло с поздних паровозных времен.
"Ш"
- Шаверма - сбитый человек;
- Шакал - машинист-инструктор;
- Шанхай - вагоны ПМС;
- Шарик - ленд-лизовский паровоз серии Ша;
- Шарманка - чемодан/дипломат/портфель и т.п., с которыми ТЧМ и ТЧПМ ездят в поездки, или ящик для инструментов у осмотрщиков вагонов;
- Шоколадка - так называют проводники купейные вагоны немецкой постройки за их коричневую облицовку;
- Шпунтик - электропоезд "Спутник";
- Штопать - производить подбивку шпал;
- Шурик - ленд-лизовский паровоз серии Шу.
"Я"
- Язва - вагон метро типа "Яуза";
- Яшка - проводник с грузом алкоголя в бутылках.