14 марта состоялся круглый стол по теме перспектив экспорта иван-чая. Проходило это мероприятие в рамках выставки Coffee Tea Cacao Russian Expo 2020, участниками обсуждения стали Алексей Малахов "Наш Дар" г.Рязань, Вадим Кирсанов "Здравый Чай" г.Москва, Мария Дьяченко - травница Калужская область, модератором встречи выступил Рамаз Чантурия президент ассоциации "Росчайкофе". В этот раз иван-чайный рынок был представлен исключительно малым бизнесом. Тем не менее обсуждались вопросы важные для всей индустрии в целом. Рамаз рассказал о тенденциях чайного рынка. Потребление чая как такового, в России снижается в последние годы, но при этом растет его экспорт, т.е. крупные российские чайные бренды увеличивают продажи на экспорт расфасованного и брендированного в России чая из камелии. На мой взгляд, так-как статистика снижения потребления чая в России касается завозимого традиционному чая, соотнести ее напрямую с иван-чаем нельзя. Обсуждалось какие шаги нужно предпринять производителям иван-чая, что бы выйти на серьезный экспортный рынок . В беседе обозначили следующие факторы затрудняющие экспортное продвижение иван-чая.
- Необходимо сделать наш продукт более понятным для иностранного потребителя. Нужно, что бы весь массово производимый иван-чай, имел на упаковке универсальную маркировку из который неискушенный потребитель должен понять.
А. Что это за продукт
Б. Чем это продукт ценен
В. Каким образом его нужно употреблять.
Маркировка должна быть краткой, максимально доступной для понимания и универсальной для всех. Минимум на двух языках. Предложено разработать такую маркировку в рамках СПИЧ.
- Выход на серьезный экспортный рынок предполагает серьезные объемы производства, ощутимо превышающие объемы производимого в России на данный момент иван-чая. Ставился вопрос - могут ли иван-чайные производители увеличить объемы своего производства до таких величин, которые заинтересуют по настоящему крупных покупателей за рубежом. При этом нужно не забывать о стандартизации органолептики.
- Ну и конечно, выход в сегмент массового продукта подразумевает конкуренцию там с массовым чаем из камелии, в том числе ценовую. В связи с этим необходимо понимание, каким образом возможно снижении себестоимости продукции предназначенной для массового рынка.
- Так же поднималась тема, что название "иван-чай" содержит в себе слово "чай" , а это может вызывать путаницу, особенно у иностранного потребителя, так как слово чай во всем мире прочно ассоциируется с камелией. В связи с этим, в рамках СПИЧ, предлагается подумать над тем, что бы использовать, для популяризации нашего напитка, другое название, подчеркивающие его уникальность и исключающие путаницу и недопонимание(примеры - каркаде, ройбуш, мате)
Конечно, проще всего было бы взять название- кипрей, но это будет не совсем верно, ведь существует огромное количество видов кипрея, сильно отличающихся от нашего. На мой взгляд, не нужно изобретать что-то кардинально новое, можно слегка изменить то, что есть, например в экспортном варианте вместо ivan-tea может быть ivan-herb, то есть иван-трава.
Ещё упомянули о законодательных ограничениях на ввоз иван-чая в некоторые страны, в частности в Китай, чей рынок, в силу своих гигантских размеров, представляет несомненный интерес. В Росчайкофе эта проблема известна, над ее решением нужно работать.
Поднимался вопрос о необходимости содействия государства в популяризации напитка и придания ему статуса национального. Пришли к тому, что необходима глубокая проработка концепции продвижения продукта в рамках СПИЧ, к чиновникам нужно выходить с готовым решением, максимально понятным, выгодным и не требующим от них ничего кроме одобрения и принятия. Так же упомянули о необходимости производителям, имеющим прямые контакты со своими региональными властями, разработать и предоставить чиновникам подарочные иван-чайные наборы премиум качества, для бизнес подарков, подчеркивающих статус иван-чая как национального продукта в масштабах государства.
Помимо вопроса развития крупного бизнеса, обсуждалась возможность выхода на международный рынок небольших крафтовых производителей. На данный момент, по всему миру, огромными темпами растет сегмент дистанционных продаж через интернет. Ключевыми игроками в его развитии являются маркетплейсы. Крупнейший в мире маркетплейс- Амазон, интересен тем, что представить там свой товар может любой предприниматель, из любой страны, вне зависимости от масштабов своего бизнеса. Мария Дьячнеко, на своем примере рассказала о том, что малый предприниматель, травница, при желании может вывести свой полностью ручной продукт на американский и европейский рынок, представив его на Амазон, без всякой помощи со стороны крупного бизнеса и государства. Конечно, нельзя сказать, что это очень простая процедура, так как ведение бизнеса с Амазоном подразумевает понимание особенностей иностранного рынка, знание языка, грамотное оформление и ведение аккаунта на маркетплейсе и много разных других нюансов, которые не так просто освоить. У Марии есть партнер, который провел все необходимые работы и осуществил вывод ее продукции на этот рынок. Разобраться с этим самостоятельно действительно довольно непросто. Возможно, в рамках СПИЧ, стоит подумать о некой кооперации, создании единого центра продаж, по работе с маркетплейсами. Такой центр, на взаимовыгодных условиях, сможет выводить продукт различных крафтовых производителей на Амазон и другие аналогичные площадки. Опыт показывает, что спрос на натуральный травный чай из России в мире имеется, иностранный потребитель готов покупать наш чай и платить за него серьезные деньги.
В общем и целом, беседа была интересной и содержательной, хотя и осталось масса вопросов, которые так же можно было обсудить, но встреча имели временные рамки. Хочется поблагодарить Росчайкофе и Рамаза Чантурия за организацию данного мероприятия.
В кулуарах обсуждались следующие вопросы- необходимость создания в рамках СПИЧ рабочих групп по ключевым вопросам требующим решения и осуществления административной деятельности. Так же говорилось о том, что было бы неплохо организовать встречу заинтересованных иван-чайных производителей аналогичную той, что прошла в апреле 2018 года в Москве, когда было принято решение о создании СПИЧ. В рамках встречи обсудить насущные вопросы, расставить приоритеты развития, обозначить ближайшие цели.
По личным ощущениям -иван-чайному сообществу требуется больше живого общения, только совместными усилиями и коллективным разумом мы сможем развить наше общее дело до международных масштабов, вывести его на новый уровень высот.
На мероприятии велась профессиональная видеосъемка. Надеемся в скором времени получит полный видео-отчет.
Автор статьи- Вадим Кирсанов, март 2020