До 2014 года Кемеровская область губернатора Тулеева не знала культурных шоков: без заминки ставил по Кузбассу статуи шахтёров-«манекенов» и «католические статуи» Богов, Богородиц и святых - назначенный губернатором Тулеевым, «придворным» скульптором Кузбасса - красноярский скульптор Константин Зинич, работающий в стиле Китч-реализма; - этот стиль вполне подходит для уличной скульптуры, типа шахтёров-«манекенов», влюблённых парочек, мультяшек и зверушек, но клерикальные статуи Богов, Богородиц и святых, в этом стиле китч-реализма Зинича, смотрятся пошло и секулярно.
Вторым назначенным Тулеевым скульптором Кузбасса работал Антон Тырышкин, который занял нишу лепщика скульптур животных и женщин, в стиле Модернизма, в Кузбассе.
«Игра престолов» среди скульпторов Кузбасса началась 1 ноября 2014 года, когда на Среднем Кузбассе, в маленьком старинном заводском городке, никому не известным местным скульптором-самородком, была слеплена из папье-маше первая 3-хметровая статуя Основателя ГМЗ, Гурьевска, чёрной металлургии Кузбасса, изобретателя первой паровой турбины в мире - Поликарпа Михайловича Залесова, - первая статуя горного инженера в послесоветской России, и первая статуя инженера в Кемеровской области, за всю её историю.
Это известие вызвало в Кемерово эффект камня упавшего в застоявшееся болото! Ещё не было в Кемеровской области такого случая, чтобы 3-хметровый монументальный памятник был сделан непрофессиональным, непризнанным, нищим скульптором из таёжной глубинки. Особенно шокировала его прогрессивная индустриальная тематика на фоне ретроградного тренда клерикализации монументальной тематики в Кузбассе - парада «Христов», «Богородиц», «Прокопиев» и «Варвар» по Кемеровской области
Началась реакция, похожая на панику среди чиновников и аффилированной с АКО интеллигенции - Как он посмел без спроса сделать статую?! Да кто он такой?! Право делать памятники в Кузбассе имеют только назначенные губернатором Аманом Тулеевым скульптора и угольные бароны, как это посмел сделать нищий изгой, которого даже местная бюрократия бойкотирует уже 20 лет?!..
По сравнению с тулеевской олигархо-бюрократической системой этот «деревенский лепила» казался комариком, поэтому местные и кемеровские власти сделали вид, что его не существует. Второй реакцией на «комарика» стал золотой дождь на район, с высадкой десанта из самых именитых назначенных скульпторов Кузбасса.
Первым раскрыл свой кошелёк, летом 2015 года, местный уроженец - угольный олигарх из списка Форбс - Дмитрий Николаев и его угольный синдикат «Стройсервис» - потратив 130 миллионов рублей на обустройства кузбасской ривьеры на берегах холодного заводского водохранилища в деревне Гавриловка, из которых 5 с половиной миллионов было потрачено на бронзовые фигуры мультяшек-животных: центровой скульптурной композицией стали фигура дружбы гигантской змеи и мальчика из мультфильма «Маугли». Заказали «утереть нос Михайлову» «младшенькому» назначенному скульптору Кузбасса - Антону Тырышкину.
Однако, если чиновники и угольные бароны и хотели «утереть нос» местному выскочке, показав ему, что назначенный «младшенький» скульптор Тулеева, на порядок круче «самоучки», то эта первая попытка оказалась провальной: бронзовый «бестиарий» из мультяшек, несмотря на потраченные 5 миллионов рублей, не смог встать вровень с проектами «самоучки», таким, например, как первый памятник федерального значения в Кемеровской области - памятник Горным Инженерам Сибири, и первой в мире - триумфальной колонны «Горняцкая Слава».
Мало того, подаренный «семьёй Тулеева» памятник Змию, оказался скандально похожим на древний библейский сюжет Змия сатаны, соблазнившего Адама, что сделало всё мероприятие со скульптурами в Гавриловке - токсичным.
Как показали последующие трагические события, этот Змий «сатана», стал знаковым «Чёрным лебедем» Тулеева - через год и 9 месяцев Тулеев вынужден был уйти с поста губернатора из-за пожара в ТРЦ «Зимняя вишня». В том роковом - 2018 году, потерял престол не только губернатор Кузбасса Аман Тулеев, но и глава Гурьевского района - Сергей Малышев, то есть, по знаменательному совпадению, потеряли престолы те, кто принимал решение по бойкоту несистемного скульптора Присалаирья.
Если бы в Администрации Кемеровской области, были идеологи-аналитики, типа Владислава Суркова, экс-советника президента РФ, то они бы могли предположить, что этот «непризнанный гений» в таёжной глубинке, посреди Кузбасса, не просто «случайный неудачник», а возможно, выход на поверхность неких народных, подспудных, подсознательных сил, которые хотят через самого слабого из неимущих «людишек» области показать беспомощность и фальшивый блеск сказочно богатой, но ретроградной угольной олигархо-бюрократии Кузбасса.
Но, таких аналитиков в АКО не нашлось, поэтому, после такого конфуза в Гурьевском районе, местная и кемеровская администрация выводов не сделала и к 2019 году, на День шахтёра в Гурьевском районе, собрала, помимо всего прочего, словно чтобы «утереть нос Михайлову», фантастическую сумму в 2 миллиарда рублей!
Для второй попытки рекрутировали уже «старшего» назначенного Тулеевым скульптора Кузбасса - Константина Зинича! В 2018 году престол Кузбасса занял Сергей Цивилёв, и всё наследство тулеевской олигархо-бюрократии, в том числе и задача - «утереть нос» таёжному-выскочке из Присалаирья, передалось новому губернатору.
Склонный к масштабным акциям, новый губернатор, не просто продолжил тенденции тулеевской администрации, но и гиперболизировал их - тулеевского скульптора Зинича было решено поднять на континентальный уровень, через заказ на изготовление 50-метрового памятника - самой гигантской статуи Варвары в Евразии.
Кощунственность факта даже не сколько в том, что статуя святой оказалась выше статуй Бога Христа - в Прокопьевске, и Богородицы - в Новокузнецке, - на целых 32 метра, не считая высоты постамента, а в том, что в русском православном христианстве запрещено ставить статуи Бога, Богородицы и даже святых, на улицах, как обычные скульптуры, - разрешены только иконы.
Благодаря протестам кемеровчан и сетевой веб-общественности Кузбасса план чиновников сделать Зинича кузбасским Церетели не осуществился! В качестве утешительного приза красноярский скульптор получил заказ на очередных «Петра и Февронию», уже в самом Кемерово, но сделал он эту композицию «Петра и Февронии», на мой взгляд, самой бездарной и дешёвой на вид, среди всех подобных композиций в России.
В итоге, доказать таёжному-скульптору, что он никто, рекрутировали «самого Зинича»: в 2019 году, ему заказали слепить городу Салаиру 5 статуй: фигуру футболиста, фигуру «Девушка с веслом», фигуру волейболистки, фигуру девочки с голубем, и главную фигуру в парке имени Попова - статую рудознатца Дмитрия Попова.
Однако, и «старший» тулеевский скульптор Кузбасса - Константин Зинич, тоже провалился со своими статуями: статуи были слеплены халтурно, особенно - «Девушка с веслом»,
что показало, что красноярский скульптор не умеет лепить женское тело, что для скульптора является дисквалификацией.
Статуя рудознатца Попова, была слеплена хоть и анатомически корректно, но полностью концептуально не верно, и бездарно: рудознатец, который должен был выглядеть эпично и солидно, как «Моисей» Салаирского края, был слеплен в виде тамбовского лохматого мужичка-зека, в кирзовых сапогах и с сумочкой почтальона:
: китч-реализм Зинича опошлил даже светскую статую первооткрывателя серебряных руд Салаира, поставить которую мечтали поколения мэров Салаира, на протяжении 60 лет! Это урок местным властям - громкое имя «столичного» скульптора, не гарантия того, что он слепит скульптуру лучше местного «таёжного» скульптора, который подошёл бы к работе без торопливости и с душой.
Этот конфуз самого знатного тулеевского скульптора Кузбасса разочаровал и миллиардера списка Форбс - Дмитрия Николаева и администрацию Кемеровской области, которая была уверена, что астрономическая для Гурьевского района сумма в 2 миллиарда рублей, и крупнейший скульптор Кузбасса - Зинич, докажут, что местный «скульптор-выскочка» и его «индустриальные монументальные проекты мирового уровня» - ничтожны.
Однако вышло наоборот, 2 миллиарда рублей не продвинули монументальную культуру района ни на один шаг вперёд, и в сухом остатке район получил лишь «беспантовую» статую «тамбовского мужичка», в кирзовых сапогах, хотя мог бы получить первый памятник федерального значения в Кузбассе - памятник Горным Инженерам Сибири - первую в мире триумфальную колонну «Горняцкая «Слава», если бы не административный, субординативный шовинизм по отношению к местному скульптору.