Найти тему
Николаева Кристина

Эталон женской красоты в 17 веке

Эталон моды и красоты меняется от века к веку, от десятилетия к десятилетию, от страны к стране. И нет ничего субъективнее, чем женская красота. И тем не мене её пытаются подстраивать под определённые стандарты. Итак, обо всём по порядку...

Потрет знатной дамы. 1600 - е гг.
Потрет знатной дамы. 1600 - е гг.

В начале 17 века, в её первые десятилетия, всё ещё господствовала Испанская мода, с её высокими воротниками, высокими прическами и формами, подчиняющимися законам маньеризма.

На первом портрете изображён офранцуженный вариант испанского костюма, на деле он должен выглядеть вот так: всё что могло призвать к разврату, должно быть скрыто под одеждой. А одежда делалась из дорогих тканей, таких как парча и богато декорировалось.

Мария Шлехубер, Немецкая школа, 1614 г.
Мария Шлехубер, Немецкая школа, 1614 г.

Всё начало меняться в середине 10-х годов 17 века. Испания, вступила в эру своего упадка. Там больше не было монарха, управляющего этой империей железной рукой и это отразилось на моде и красоте.

Уже в начале 1620-х годов формы и линии одежды становятся более вертикальными и естественными. Законодательницей моды постепенно становится Франция.

Портрет знатной дамы. 1620 - е.
Портрет знатной дамы. 1620 - е.

Заметно уменьшилась высота причёски, линии платья стали более вертикальными. Зато теперь платья стали украшаться стоячими воротниками (воротник медичи).

Официальный портрет Анны Австрийской, ок 1625 г.  худ. Питер Пауль Рубенс. Платье украшено большим, кружевным воротником Медичи.
Официальный портрет Анны Австрийской, ок 1625 г. худ. Питер Пауль Рубенс. Платье украшено большим, кружевным воротником Медичи.

Все платья тогда были с корсетами. Корсет утягивал талию (до 40 см.), моделируя фигуру. Все корсеты делались на жёстком китовом усе.

В последствии вплоть до второй половины века, мода не сильно менялась. Проследить эти изменения можно по портретам школы старых мастеров, где выделялся Ван Дейк. Он много оставил портретов английской королевы Генриетты Марии Французской.

Генриетта Мария Французская, жена Карла I английского. ок. 1630 , Антонис ван Дейк.
Генриетта Мария Французская, жена Карла I английского. ок. 1630 , Антонис ван Дейк.

По этому портрету можно заметить как менялась мода: исчез воротник, вместо этого платье украшалось кружевным воротником. Рукава Стали более свободными.

Анна Женевьева де Бурбон-Конде, герцогиня де Лонгвиль. Звезда периода Фронды в 1650-х.
Анна Женевьева де Бурбон-Конде, герцогиня де Лонгвиль. Звезда периода Фронды в 1650-х.

В 1650-е воротник на долгое время исчезает из моды. Декольте открывается ещё сильнее. А в целом платье сохраняет свои типичные черты.

Постепенно во Франции в зенит восходит эпоха короля-Солнце, Людовика XIV. Двор переезжает в роскошный Версаль, а женскую моду диктуют фаворитки короля.

Так Луиза де Лавальер самая скромная и искренне любившая короля создала моду на изящную домашнюю одежду в которой не стыдно принять гостей и не тяжело исполнять обязанности хранительницы домашнего очага. Сама она не считалась красавицей (худощавая, со следами оспы и хромая), всегда тяготилась своим высоким положением и под конец ушла в монастырь.

Луиза де Лавальер, официальная фаворитка  короля с 1660 по 1667 гг.
Луиза де Лавальер, официальная фаворитка короля с 1660 по 1667 гг.

Зато следующая фаворитка Мадам де Монтеспан буквально блистала своими нарядами. "Золотое золото на золотом" - так саркастически называли её придворные.

Вот уж кто была истиной королевой Франции все эти годы. При ней французский двор достиг небывалого расцвета. Эта женщина была безумно красива, набожна и темпераментна. Все придворные дамы подражали ей, нося изящные платья со сложной драпировкой и довольно откровенным декольте.

Следующей фавориткой стала красивая, но как говорили современники не очень умная Анжелика де Фонтаж. Век её был короток, она умерла рожая королевского ребёнка, от кровотечения. Но имя в истории всё-таки оставила: во-первых фартук стал предметом декора платья (прежде он был чисто народной одеждой). А так же изобрела модную причёску (А ля Фонтаж).

Анжелика де Фонтаж, связь с королём длилась с 1679 по 1680 г.
Анжелика де Фонтаж, связь с королём длилась с 1679 по 1680 г.

Его последняя сердечная привязанность Франсуаза де Ментенон была не только официальной фавориткой, но и морганатической женой Людовика XIV. Она была вдовой поэта Поля Скарона и вела набожный образ жизни. Любопытно, что с королём её познакомила, мадам де Монтеспан, доверив ей воспитание своих внебрачных детей.

Франсуаза д'Обинье, маркиза де Ментенон. Её брак с королём был с 1683 по 1715 гг.
Франсуаза д'Обинье, маркиза де Ментенон. Её брак с королём был с 1683 по 1715 гг.

Её набожность определила моду, декольте стало скромным, а сама она предпочитала носить тёмные цвета из-за чего получила прозвище "Чёрная королева".

Женщина в 17 веке должна быть миниатюрной, с тонкой талией и небольшой грудью. Голова должна быть маленькой, шея изящной, а плечи покатыми. Черты лица так же должны быть тонкими, а кожа белой. Кисть руки должна быть небольшого размера с тонкими пальцами.

Мода менялась на протяжении века и диктовал её французский двор. Она была отражением того самого идеала красоты. И всё же уже тогда в женщинах ценился не столько внешность сколько ум...

Понравилась статья, ставь лайк. Пишите комментарии и задавайте вопросы. Что вас больше всего удивляет в моде того времени?