Инженеры, конструкторы, строители участвовали не только внешней конкуренции, в попытке сделать транспорт или вооружение лучше, че заграницей. Такое явление существовало и на внутренней арене, ведь далеко не каждый проект запускали в производство. И порой разные конструкторские бюро оттачивали своё мастерство, чтобы обойти друг друга. За границей, к, слову, когда речь идёт о крупных тендерах в авиастроении (самый яркий пример), в машиностроении, наблюдается такая же картина. И вот в подобной ситуации однажды оказались два самолета – Ил-28 и Ту-14
На пути к превосходству
Самолёт Ту-14, который разрабатывали несколько лет с конца сороковых до начала пятидесятых, являлся торпедоносцем и бомбардировщиком по совместительству. В то же время конструировали в бюро Ильюшина Ил-28, который являлся простым бомбардировщиком.
Ту-14 был экспериментальной машиной. В попытке добиться высоких показателей скорости и дальности, он был оборудован тремя двигателями, которых тогда даже не делали в Советском Союзе. Двигатели для производства секретного летательного аппарата заказывали из-за рубежа. Задачи обоих самолетов расходились. Тот же Ил-28 не мог перевозить торпеды, так как не соответствовал заданным параметрам. Но по скорости, по мощности он превосходил Т-14. Пусть он не мог стать торпедоносцем, но для универсальных задач подходил больше. Но, нельзя не упомянуть, что в вопросах безопасности экипажа и надежности Ту-14 был хорош. Там была реализована система эвакуации из сломанного самолёта путем катапультирования. Также, если по службе самолет заносило в холодные края, он работал уверенно и не замерзал. По сути, освоение этих технологий воплотились во многих следующих проектах. Ничто не исчезло.
У самолёта Ту-14 было множество модификаций – с ним конструкторы поэкспериментировали на славу. И, несмотря на то, что испытания он прошёл хорошо, он сильно уступал проекту Ил-28 в серийном производстве.
Массовость как доказательство
Было разработано приблизительно сто единиц Ту-14, всех возможных модификаций. Должно быть, хорошо, что заказчики не замахнулись на тысячи самолетов, ведь эта небольшая группа произведенных летательных аппаратов очень скоро – меньше, чем через десять лет эксплуатации – вышла из активного использования. Видимо, самолеты оказались слишком узкоспециальными. А вооружение очень быстро «выходит из моды». Не успели построить, как придумали что-то помощнее. И, вот, эту технику, в которую вложили миллиарды, некуда девать, кроме как продавать на запчасти или устраивать «кладбища самолетов».
О них помнили, так, на всякий случай, но на первое место вышли уже другие «лошадки». В то же время самолет Ил-28 разошелся по всему Советскому Союзу. Тяжело представить, но произвели около шести тысяч таких бомбардировщиков. Не трудно понять, что вооружение тянуло бешенные деньги с бюджета Советского Союза. Его ведь еще надо не только произвести, что уже недешево, но и содержать к тому же. А оружие далеко не всегда идёт на экспорт, потому и отбить вложенные средства не так-то просто.
Постоянно думаю, что единственный плюс от производства вооружения – это обеспеченность работой людей, которые строят все эти самолеты, вертолеты, подводные лодки. Но, к, счастью, не только вооружение можно производить на многочисленных заводах. Это уже выбор людей, касаемо вещей первой необходимости – скоростных пассажирских самолётов, машин с минимальным уровнем выхлопов, медицинского оборудования или, чего уж тут думать, космических кораблей, чтобы сорить человеческими следами за пределами планеты, а там и солнечной системы. Вооружение тянет нас ко дну, не даёт мечтать о великих целях. Разве мы реализовали себя на полную?