Про Алаа Могуса нам известно в основном из якутских мультиков. Сказки в оригинале с подстрочниками встречаются очень редко.
Причин тому две. Во-первых, только в конце 19 века лингвисты и фольклористы (Худяков, позже Эргис) взялись за эту трудную задачу ‐ записывать оригинальные сказки в Якутии.
Во-вторых, некоторое время многие учёные стояли на том, что все сказки мира уже давно изучены. И фольклор Якутии ‐ это только один из вариантов сюжетов, описанных ранее.
Алаа Могус ‐ сказочное чудовище якутов ‐ между тем доказал, что мы очень зря не дооценивали фольклор этих территорий.
Он оказался настолько переплетенным с реальностью, что позволил провести паралелли, которые нам сложно провести, к примеру, с Бабой Ягой, Кощеем и так далее.
Кто же такой Алаа Могус?
Версия 1. Про связь со змеем Горынычем и мамонтами
В части сказок наш злой герой описан как многоглавое существо, извергающее огонь. Но опять же именно огонь позволяет якутским молодцам победить злыдня.
Правда, до этого Алаа умудряется не раз обхитрить добрых героев, превращаясь то в шкуру, то в кости. А когда герой принимает эти предметы как трофей Могус вновь становится собой и нападает.
Подобные превращения натолкнули фольклористов на мысль о том, что Алаа ‐ это своеобразный змей Горыныч.
Его реальным прототипом называют мамонтов. Для древних людей это было единственное существо, с которым справиться было невероятно сложно.
С этой версией многие спорят, говоря, что всё тут за уши притянуто. Но для полноты картины я не могла не упомянуть об этом.
Версия 2. Великан, образ которого вырос из правителя, который собирал в древности дань с якутских народов
Более правдоподобной версией появления Алаа в сказках является легенда о великане. Это был реальный человек, велик он был не ростом, а своей значимостью.
В ряде сказок всё тот же Могус уже не змей, а чудище с одной головой, но множеством глаз и рук.
Про руки и глаза, кстати, очень символично. Ведь реальный прототип пришёл на территории древней Якутии за данью.
Этот правитель был зол, сначала он воровал только скот и богатство. Позже стал забирать себе в жены дочерей своих рабов. Интересно, что сказочный Могус в разных сюжетах тоже всё это делает.
На международной конференции по фольклористике, которая проходила в 2012 году в Якутии, один из выступающих даже назвал имя предполагаемого реального Алаа Могуса. Речь шла о европейском правителе Мангусе Великом.
Насколько это верно, не знает никто. Но очень многие с ней согласились. Якутское фольклорное наследие ещё изучено мало, но, по всей видимости, оно ещё не потеряло связей с реальной жизнью предков.