Найти в Дзене

Почему работать книготорговцем сложно?

"Дневник книготорговца" Шона Байтелла - замечательная книга, которую должен прочитать любой уважающий себя читатель, чтобы понять, насколько сложно управлять букинистическим магазином, а еще для того, чтобы найти свой типаж покупателя в этой книге. Спойлер - я нашел.

Kill of the Kindle
Kill of the Kindle

Книга описывает год жизни букинистического магазина в городе Уигтаун. Город славится тем, что в 1999 году в ней начали проводить крупные книжные фестивали. Второй раз город прославился на весь мир после публикации романа Шона Байтелла, про его крупный магазин узнал весь мир.

Каждый день работы магазина описывается какая-либо ситуация, которая происходит тут каждый раз: необычный покупатель, который зашел в магазин не для покупки книг, а для досаждения продавца бесполезными разговорами по душам; звонок в книжный магазин для того, чтобы узнать, продают ли они двигатели от машин; казусы с продавцами, которых тут несколько. Кроме описания ситуация, Шон каждый день пишет, сколько было заказов на Amazon и AbeBooks, сколько он нашел книг для закрытия этих позиций, какая была выручка на кассе и сколько вообще было покупателей в магазине. Лучше всего читать это не как книгу, и осознавать это не как книгу, а как блог книготорговца и читать ее каждый день понемногу.

После прочтения данной книги я связался с российскими книготорговцами, чтобы узнать, насколько интересно и сложно ли владеть книжным магазином в России.

__________________________________________________________________________________________

Совладелец книжного магазина "Все свободны" в г. Санкт-Петербург Артём Фаустов.

-2
Необычно чувствовать, что где-то в тысячах километров от тебя есть твой коллега, который ежедневно сталкивается с такими же людьми и проблемами, что и ты.

- Что Вас сподвигло открыть свой книжный магазин?
- Любовь к книгам и желание заняться чем-то своим. Получилось, что мы с
Любовью Беляцкой, которая является совладельцем магазина вместе со мной, реализовали мечту многих – сделать любимое увлечение своим делом и профессией.

- Чем отличается Ваш книжный магазин от других независимых магазинов?
- Все независимые магазины отличаются друг от друга. В этом и состоит идея – отойти от стандартизированного коммерческого подхода и делать магазин со своим лицом. В основном это находит отражение в ассортименте. Наш интерес – литературный, музыкальный и художественный андеграунд. Поэтому у нас можно найти всякие редкие, малотиражные книги, самиздат по этой тематике.

- Как Вы относитесь к сетевым книжным магазинам? Мешают ли они Вашей работе или Ваши пути не пересекаются?
- Не мешают, не пересекаемся. Относимся с легким пренебрежением. Но это хорошие точки для покупки канцтоваров (в основном они этим и занимаются).

- Люди в последнее время перешли на электронные книги. Насколько подобный тренд сказывается на книжные магазины в России?
- В целом рынок электронных книг стагнирует, а бумажные книги не только не спешат никуда исчезать, но даже показывают некоторый рост. Особенно это касается всяких независимых издательских инициатив, где издается все больше интересных текстов. Цифра и бумага должны и будут сосуществовать одновременно, это уже свершившийся факт. На эту тему есть
отдельная статья, с которой я советую ознакомиться всем читателям.

- Встречались ли вам типажи покупателей, описанных у Шона Байтелла?
- Конечно! Вообще, читать Байтелла было классно именно потому, что это как будто про нас. Он в своей первой книге приводит в конце каждой главки дневника цифры – выручку магазина. Так вот, они удивительным образом очень похожи на наши. Необычно чувствовать, что где-то в тысячах километров от тебя есть твой коллега, который ежедневно сталкивается с такими же людьми и проблемами, что и ты. Это дает силы двигаться дальше.

- Какую самую серьезную проблему сейчас переживают независимые магазины?
- Независимые книжные как явление и появились как реакция на общемировую проблему – коммерциализацию книжной сферы, переход на торговлю «бестселлерами» и как результат – падение литературного и читательского культурного уровня. Ну и, конечно, это не очень прибыльное занятие, которое во многом держится на энтузиазме самих независимых книготорговцев. Самое большое давление мы испытываем от крупных онлайн-магазинов, которые, в силу своей специфики, имеют возможность сильно демпинговать и пользуются этим. Если почитаете Байтелла, - там все то же самое. Он не зря демонстративно расстреливает из ружья Kindle: Amazon реально убивает независимую книготорговлю и в итоге всю книжную сферу. Так же, как у нас Озон и Лабиринт. Жаль, что люди этого не понимают, предпочитая ради видимости «дешевизны» кормить монстров, которые вредят всем без исключения.

- Как Вы подбираете книги для продажи? На чем специализируетесь?
- Наши основные разделы – философия, социология, культурология, искусствоведение и другие гуманитарные и общественные дисциплины. Конечно, у нас представлена проза и поэзия, в основном мы стараемся поддерживать ассортимент из контркультурных, маргинальных авторов. Книги мы подбираем, исходя из предложений, поступающих от издателей. Это профессиональный процесс, и написать в двух словах «как» не получится. Это требует навыков и погруженности в контекст происходящего на рынке.

- Посоветуйте книгу нашим читателям?
- Из прочитанного недавно очень понравился новый роман
Павла Пепперштейна «Странствие по таборам и монастырям», выпущенный издательством «Носорог». Также рекомендую всем без исключения сборник новелл Романа Михайлова «Ягоды», вышедший в издательстве «Индивидуум». Это гениально!

__________________________________________________________________________________________

Владелец книжного магазина "Иначе говоря" в г. Набережные Челны Анатолий Ухандеев.

-3
Книжный шкаф - это заряженная бомба. Это натянутая тетива.

- Что Вас сподвигло открыть свой книжный магазин?
-
Я читаю с трех лет, пишу с четырнадцати. Мечты "А вот что бы я сделал, если бы у меня был миллион" частенько приводили к мысли о крутом книжном магазине, а последней каплей стала поездка в Москву на ярмарку Non/fiction. Меня просто шокировало разнообразие и качество современной литературы. Большую часть книг невозможно было увидеть у себя в городе. Я вернулся домой и сказал: "Всё с сегодняшнего дня начинаем делать книжный". Оказалось, что для этого не нужен миллион.

- Чем отличается Ваш книжный магазин от других независимых магазинов?
- В городе только один независимый, который называет себя таковым. Мы очень очень маленькие, всего 10 метров. У нас совсем немного книг, преимущественно детские книги и комиксы. Почти все книги - в единственном экземпляре. Но каждый экземпляр - результат строгого отбора. Сами наши полки - это уже рекомендация от книжного и лично от меня. Технически у нас есть ещё два или три несетевых местных книжных, но они работают по-старинке, как лавочки для массового покупателя. Что тоже неплохо, но не позволяет им привозить интересные новые издания. В них практически не появляются книги от маленьких и средних издательств.

- Получается, что каждая книга, которая попадает к вам на полку проходит лично через вас и ваших сотрудников и вы не продаете то, чего сами не читали?
- Да, каждая. Правда все книги прочитать физически невозможно. Но мы собираем максимум информации о каждой. Скажем так это книги которые мы уже читали и нам нравится, либо книги, которые мы очень хотим прочитать.

- Какие, например, современные книги не прошли проверку?
- С меньшей вероятностью у нас появятся бестселлеры от крупных издательств. Даже если сами книги вполне ничего, то в любом случае они доступны в других магазинах. Мы делаем выборку того, что либо недоступно либо незаметно в других магазинах. Мы практически не привозим популярную психологию и книги "по самосовершенствованию", потому что совершенно не интересуемся такими книгами, несмотря на их популярность. Ну и книги-однодневки (даже хорошие) - не наш формат. Всякие истории про котов, интернет-звёздочки...

- Как Вы относитесь к сетевым книжным магазинам? Мешают ли они Вашей работе или Ваши пути не пересекаются?
-
Мешают они только в макроэкономическом смысле. Тем, что портят вкус читателей и относятся к книгам, как к любому другому товару, вроде ботинок. Из-за них книги превратились в сопроводительную или импульсивную покупку. С моей точки зрения книга - это особенная штука, которую надо искать, которую надо хотеть. А на уровне местной конкуренции - мы совершенно не пересекаемся. Тем более, что у нас цены ниже, чем в сетевых книжных.

- Как нужно выбирать книгу по Вашему мнению?
- Вдумчиво... Это вопрос, требующий бесконечного ответа. На моей личной полке более 3000 книг и половину я не читал, но это нормально.

- Прекрасная библиотека, это и новые и старые книги?
- Да, у меня и старые и новый и всякие. Большая часть - это конечно обломки домашних библиотек, которые выкидывают, меняют, продают за бесценок. Но значительная часть - то, что я покупал из нового. Года два назад начал собирать современный комикс. Теперь нужен новый шкаф для них.

- Как часто вы скупаете чужие библиотеки? Как вы их находите?
-
Не скупаю никогда, всегда только в дар. Иногда немного меняюсь. Нам приносят в книжный, а раньше я часто находил у мусорных баков. Пару раз мне звонили и просили забрать, пару раз в пунктах приёма макулатуры - да, вот единственный случай, когда я скупил, по пять рублей том. Естественно разные открытые библиотеки/места для буккроссинга, ну и мы делаем у нас в магазине/культурном центре ярмарки старых книг.

- Что Вы в Вашей работе считаете самым сложным?
- Сложность в том, что я - книжный червячок, писатель, педагог, критик. Но только где-то в конце списка менеджер и торговец. Правильная организация требует больших усилий. Привлечение новых покупателей требует усилий. При этом нам не подходят обычные пути вроде массовой рекламы (она просто не окупится), а значит каждый раз мы выдумываем новый велосипед. Вот что, пожалуй самое сложное. Снова изобрести для читателя причину прийти к нам за книгой, а не в торговый центр за свежей моделью наушников. В ситуации, когда человеку постоянно орут в уши, требуя повышать уровень потребления, негромкий голос независимого книжного может и будет не услышан. Однако я не хочу кричать.

- На какие Вы ухищрения шли, ради привлечения покупателей?
- В основном - это события, встречи, ярмарки, мастер-класс по комиксам, встреча с родителями по поводу детской литературы, ярмарка старых книг, разговор с подростками о профессии литературного критика... ну и так далее.

- Люди в последнее время переходят на электронные книги. Насколько подобный тренд сказывается на книжные магазины в России? И как Вы сами относитесь к электронной книге?
- Отношусь я к ним очень хорошо. Электронная книга - отличный инструмент. Сам читал при помощи е-бук очень много. Молодцы, люди, что переходят на чтение в электронном виде. Упали ли продажи из-за этого? Всё говорит о том, что скорее нет. Продажи книг уменьшаются уж точно не из-за того, что люди ЧИТАЮТ. Они падают из-за того, что люди НЕ читают. Читатели электронных книг чаще всего с удовольствием покупают и "бумажные" книги. Ну и есть разновидности книг, которые с трудом становятся электронными - графические альбомы, комиксы, иллюстрированные книги.

- Кстати, а какая тенденция развития комиксов в России? Ведь в России к этому приобщились не так давно, относительно той же Америки?
- Относительно Америки все приобщились недавно. Российский комикс сейчас переживает взрывное развитие, появляются отличные работы, есть интерес читателей. Есть просто великие работы, например
"Сурвило" Ольги Лаврентьевой. Благодаря ей и ряду других авторов, издательствам БУМКНИГА, Jellyfish Jam, КомФедерация у русского комикса потихонечку появляется собственное лицо, не похожее на японское, европейское или американское. Но, что касается индустрии, продаж, знаний о комиксах - Россия конечно в младенческом состоянии.

- Посоветуйте книгу нашим читателям?
- В слепую советовать нет смысла, мы же независимый книжный, мы каждому читателю подбираем индивидуально... Пусть это будет книга моего друга, прекрасной писательницы
Аси Леонтьевой "Что случилось в июле".

___________________________________________________

Если тебе понравилось, не пожалей лайка или комментария, мне это важно, помоги моему делу)