Об этом предсказании упоминал древнегреческий оратор Исократ. А известный античный философ и историк Павсаний рассказывал уже о троянской сивилле, которая предсказала, что спартанка Елена принесет гибель Трое. Вообще же многие историки Древнего мира вспоминают о разных пророчествах сивилл, нередко называя их на римский лад – сибиллами. Само же слово «сивилла» произошло от имени первой предсказательницы, которая упоминается в античных мифах, – дочери царя Дардана и его супруги Несо. Правда, мифы гласят также, что настоящим отцом девушки был сам Зевс, отчего и появилось второе имя Сивиллы – Зевса.
Все дети верховного бога, как известно, обладали способностью к предсказаниям, но в большей мере этим даром обладал сын Зевса Аполлон, бог света, молодости и искусств. Считается, что сам Аполлон обучил пифий, служительниц посвященного ему храма в Дельфах, предсказывать будущее. Но, видно, одного Дельфийского оракула на всю Грецию оказалось недостаточно, поэтому пришлось Аполлону поделиться этим даром с другими женщинами, которых и стали называть по имени первой греческой прорицательницы – сивиллами.
В одном из старейших мифов об Аполлоне упоминается первая древнегреческая сивилла – Герофила. Позже появились и другие прорицательницы, которых называли просто по местам их обитания: эритрейская, фригийская, тибуртинская, колофонская, самосская, римская, персидская, халдейская, египетская, палестинская и другие.
Но, пожалуй, самой известной была кумская (куманская) сивилла. Город Кумы, расположенный на территории нынешней Италии, в древности являлся греческой колонией. Не удивительно, что, по преданию, самая первая сивилла из храма Аполлона в Кумах получила дар прорицания напрямую от самого бога. Научив девушку предсказывать будущее, Аполлон поинтересовался: что дать ей в награду за нелегкий труд. Сивилла ответила:
– Дай мне долголетие! Я должна многому научиться.
И Аполлон сделал свою ученицу практически бессмертной. Но она, увы, старилась, ведь вместе с долголетием не догадалась попросить вечную молодость. И вот через несколько столетий бедняжка превратилась в кошмарную старуху, еле передвигавшую ноги. Пришлось снова просить учителя о милости – переправить ее в царство Аида, бога мертвых. Аполлон сжалился, но в царство Аида верную ученицу не отпустил, а забрал к себе на Парнас и напоил священной амброзией. Старуха снова превратилась в девушку, правда, прежнюю красоту так и не обрела.
Говорят, что с тех пор и невзлюбили сивиллы красивых юных дев и стали предрекать: от красоты все напасти.