Album Rating = 7 -
1) Keep Yourself Alive 2) Doing All Right 3) Great King Rat 4) My Fairy King 5) Liar 6) The Night Comes Down 7) Modern Times Rock 'N' Roll 8) Son And Daughter 9) Jesus 10) Seven Seas Of Rhye.
Материал этого дебюта многими причисляется к т.н. "глэм-металлу". Причем сей весьма экзотический стиль якобы и был изобретен на этом альбоме. Well, в определённом смысле это правда. Ведь глэм, - это прежде всего яркий, пёстрый и оригинальный сценический имидж, а уже потом музыка (а если музыка, то в достаточной степени мелодичная и даже немного попсовая). А металл....ну не мне вам говорить, что это. И всем этим группа Queen тут в достаточной степени обладала. Ведь всем известен их экстравагантный внешний вид и поведение на сцене. + уже с самого начала их музыка обладала чертами поп-ориентированности и заточкой под большую аудиторию, что нашло свое выражение в ультразапоминающихся мелодиях. Что до металла, - да, над этим альбомом так и нависает именно металлическая тяжесть. Не путайте ее с тяжестью хард-роковой и разводите эти понятия. Хард-роковая тяжесть базируется главным образом на гитарных риффах, а металлическая, - на т.н. сплошных гитарных "стенах" звука. И на этом альбоме мы не найдем какого-то сильно выделенного гитарно-риффового звучания., т.к. гитара Маэя по большей части создает тут или глобальные звуковые коллажи (пытаясь хоть как-то заменить синтезаторы), либо откровенно выдавливает из себя звучание, больше похожее на металлическое.
Еще характерной (и довольно редкой) чертой этой группы уже с самого начала являлось полноценное и более или менее равное участие всех ее участников в создании песен. Что еще более интересно: все они умудрялись писать мелодии приблизительно в одном стиле и поэтому слушая любой их альбом вполне можно представить, что он сочинен лишь кем-то одним из них. Но факт остается фактом: ВСЕ в этой группе выдавали хиты. И даже много.
Да, у группы определенно никогда не было проблем с мелодизмом (хотя и всегда были явные проблемы с глубиной музыки (особенно в поздний период)). И этот альбом сразу же в этом плане цепляет. Кроме того, с первых же его мгновений мы сразу сталкиваемся с его довольно оригинальным звучанием, чему главным образом способствует гитара Мэя. Вот что значит ответственный подход к созданию собственного муз. лица, - Брайан сразу не стал полагаться на распространенные в то время гитарные марки, а сам склепал себе сей инструмэнт. Благо кое-какие знания в области физики ему в этом помогли. Посему он действительно мог похвастаться на тот момент совершенно уникально звучащей гитарой. Собственно, первые секунды Keep Yourself Alive это и демонстрируют. И мало того, что его гитара звучит так прикольно.....он еще и пропускает ее через исказители. + одновременно накладывает друг на друга несколько ее партий, так что все эти его многочисленные гитары лезут тут буквально из всех щелей. Ну да, синтезаторы же мы пока не используем из-за какого-то там принципа, поэтому их в эфире призваны заменить все эти многочисленные гитарные наложения. Что до Фарруха...., - несмотря на логичную для молодости незрелость/незаматерелость его голоса, он все равно сразу же выделился по этому параметру из всех остальных вокалистов. У меня есть своя теория о том, что по голосу (читай, по вокалу) можно более или менее точно определить национальность его обладателя. Ну или, по крайней мере, понять откуда он, - с Востока или с Запада. В случае с Фаррухом его голос явно не выдает в нем нормандца....европейца..носителя генов народов северных широт. Как угодно. Да, что-то такое неуловимо восточное проскальзывает в тембре и интонациях его голоса. И если бы он вдруг неожиданно для перса-иранца не стал англоязычной мировой рок-звездой, то наверняка сидел бы в какой-нибудь мечети и призывал этим своим голоском арабов на утреннюю молитву еще до петухов:).
Но вернемся к альбому. Queen сразу же зарекомендовали себя не только как производители быстрых и забойных хитов, но также как и неплохие балладисты. Doing All Right, - медляк по которому в принципе можно предсказать, как будет звучать среднестатистическая баллада группы в будущем. Ведь начиная отсюда тягучие и трагические ноты в вокале Фарруха будут непременным атрибутом почти всех их медленных баллад. Конкретно здесь мы также впервые знакомимся и с некими в свое роде уникальными характеристиками вокала Булсары, который мог свободно петь сразу в нескольких регистрах. В основном по умолчанию он всегда пел в тональностях низких, но даже когда доходило дело до фальцета, - он и там чувствовал себя вполне комфортно и проявлял недюжую техническую виртуозность. И хотя в начале эта песня звучит по их меркам весьма тихо и скромно, не ждите, что это будет продолжаться тут до конца. Фаррух и Со всегда уделяли пристальное (если не первичное) внимание тому, чтобы зритель не заскучал/не заснул. Поэтому в середине песня вдруг оживляется энергичными гитарными запилами и резко убыстряет темп, после чего все возвращается на исходные круги своя, где мы снова слышим этот мальчишеский вокал. Хотя для самого конца снова характерен тот драйвовый "взрыв" середины песни. И все эти постоянные чередования несколько смазывают общее от неё впечатление, т.к. выглядят слишком искусственно. Ребят, вы уж определитесь, баллада ли это, или забойный рокчик?
А затем мы сталкиваемся с весьма отвратительным и жутким персонажом из воображения Фарруха, имя которому, - Великий крысиный король (дамы и слоны, просьба покинуть эту страничку). И это первый эпик на альбоме. К тому же его условно можно считать еще и 1-ой прогрессивной вещью группы. Потому что тут мы сталкиваемся хотя бы с минимально усложненной структурой: после стартового забега в виде весьма своеобразных и интересных гитарных запилов, а также классной эмоциональной и повествовательной мелодии песня вдруг "ниспадает в обрыв " учительских речитативов Фарруха, которые звучат очень напряженно и к тому же еще и усиливается эффектом эха. В этой, возможно самой впечатляющей части песни, Булсара звучит действительно злобно и эпохально. И эта его лекция сопровождается официозным маршевым ритмом и курсирующими вдоль него гитарными пируэтами Мэя. Затем все сменяется некой "скачущей" частью с виртуозными партиями ударных и различных гитар.
Другим ярким и также прогрессивным номером альбома является Liar. После опять же изобретательного и очень многообещающего вступления с 0:50 нас накрывает величественный "королевский" гитарный рифф, который вскоре упраздняется тихим и как бы религиозным стилем пения вокалиста. Но почти сразу же все это сменяется почти ругательными выкриками Булсары, а также трагическими хоровыми подпевками с названием песни. И далее по ходу песни происходит дальнейшее нагнетание драматизма. А также постоянные "нырки" и "выныривания" песни между различными то тихими, то забойными частями, а также коротенькими гитарными соло и т.д. А с 4:15 все приглашаются в странную и прикольную часть, включающую в себя отрывистые скороговорки под постоянно долбящие тарелочки. А затем песня снова взрывается мощными злющими забойными гитарными проигрышами...дааа, структуру этой вещи действительно можно назвать в своем роде уникальной! А еще просто поражает конец, где после агрессивных злобных деклараций Фарруха, песня "разражается" потрясными царственными каскадными гитарными волнами (с 6:05 ). Great! Наконец, завершает эту трагично-повествовательную цепочку песен номер под названием Jesus. Поэтому и тут имеем схожую, но даже еще более декларативную и почти разговорную вокальную...кхмм...ну да, все-таки вокальную куплетную мелодию:). Прекрасный припев тут, - все эти почти по-церковному звучащие плавные хоры оставляют весьма глубокое впечатление. Примечательна и ритмика: она здесь так и "чеканит шаг". И разумеется вы не заскучаете и тут: в середину для разнообразия как обычно ввернуты торопливые величественные многослойные гитарные проигрыши, традиционно отличающиеся интересным звучанием. И опять же эти захватывающие гитарные "каскады" в конце! (3:09). Правда в целом получилось все довольно однотонно и смазанно. Да, наверно именно из-за таких вот отрезков этот альбом и причисляют к этому пресловутому "глэм-металлу". Заметьте, что все 3 вышеупомянутые песни придуманы Фаррухом. Поэтому он, несомненно, является главным композитором-героем альбома. Хотя и у него не все вышло так гладко. Например, в My Fairy King он явно решил пожертвовать хорошей мелодией в пользу искусственного нагромождения различных постоянно сменяющих друг друга тем, проигрышев, ритмов и т.д. Тут во главу угла была поставлена некая раздутая вычурность и даже опереточность звучания.
Но и Брайан сразу же показал себя с привлекательной стороны: например, помимо 2-ух первых песен он также представил и качественную балладу The Night Comes Down. Хотя она обладает и не очень внятной мелодией (и все же довольно теплой и романтичной), но зато отличается традиционным для альбома находчивым инструменталом, в частности оригинальными акустическими переборами начала и конца. А также прекрасными хоровыми гармониями. Но в целом этой балладе, как и 2-ой песне отсюда, также присуща довольно скромная атмосфера. Но вот Son And Daughter уже действительно вышла бестолковой из-за очень посредственной мелодии и излишнего нагромождения гитарной тяжести. Хотя эти риффчики и само их звучание по-прежнему интересны. Наконец, тут дерзнул заявить о себе даже их бомбардир..вернее барабанщик Тэйлор, который представил тут Modern Times Rock 'N' Roll. Не уверен в правильности такого названия для этой вещи, но зато уверен в том, что она явно играет тут роль лишь заполнителя эфира: бессмысленные и уже действительно почти металлические гитарные запилы, очень слабые хоры и, конечно же, явное отсутствие мелодии полностью проваливают эту песню. К тому же она совсем не вяжется со всем остальным материалом отсюда ни стилистически, ни, естественно, мелодически. Хотя надо признать, что у Роджера очень оригинальный голос (хотя и не всем приятный).
Наконец, закончилось все на небольшом инструментальчике Seven Seas Of Rhye, куда Фаррух, по-видимому, пока еще не придумал вокальную мелодию. Но этот фантастически быстрый (man, как вообще можно успеть это сыграть?!) и интересный главный пианинный пассаж песни уже тут (хотя пока зачем-то и задавлен ненужным гулом гитар)!