Приветствую вас друзья. Хочу поблагодарить тех, кто не поленился и поучаствовал в опросе в предыдущей статье. А кто по случаю праздника пропустил новинку Яндекс-Дзен, может пройти по ссылке в конце этой статьи. Думаю, ответов будет больше. Хотя темы в моем блокнотике пока не иссякают, но мне интересно узнать, о чём хотели бы вы почитать, заходя на мой канал.
А сегодня я уже начала выполнять пожелания читателей, и статья посвящена одному из самых молодых жанров, точнее, поджанру сразу нескольких литературных направлений.
Что такое бояръ-аниме
Появился этот пока чисто отечественный жанр сравнительно недавно. На роль основоположника претендуют два автора. Антон Демченко с книгой «Воздушный стрелок» и Николай Метельский с книгой «Меняя маски». Оба произведения в настоящее время превратились в сериалы – то ли 6, то ли 7 книг у Метельского и 5 книг у Демченко.
Так вот первая книга Н. Метельского вышла в 2013 году, тогда ещё о таком звере, как «бояръ-аниме» никто не знал. Появился сам термин в связи с выходом книги Демченко. Так её обозвали на «Архивах Кубикуса» - одном из популярных писательских форумов. Книги же Метельского знатоки отнесли к этому жанру уже позже. Термин прижился, появились сторонники жанра и среди авторов, и среди читателей.
Бояръ-аниме – своеобразный микс из фэнтези, фантастики и аниме с его набирающим команду крутым героем и сериальностью. Как и любой микс, произведения этого поджанра могут быть в той или иной степени удачны. А как любое новшество, это направление быстро развивается, интегрируя самые разные идеи, литературные приёмы, сюжетные фишки. Поэтому границы его размыты, и выделить чёткие характеристики довольно сложно. Но я попробую.
Бояръ-аниме – особенности жанра
Оригинальное название связано с тем, что в книгах А. Демченко, а затем и его последователей события происходят в альтернативной реальности, где в России с достаточно развитой технологией существуют боярские кланы. Между ними идёт борьба за влияние, и герой, так или иначе, вовлечён в неё. Та же клановая структура общества и у Метельского, но у него японский антураж. В каких-то книгах бояре заменены самураями, или представителями других элит, но идея клановой борьбы остаётся и является обязательным фоном событий этого жанра.
Кроме борьбы кланов, есть и другие особенности.
- Наличие магии и магических способностей в сочетании с боевыми искусствами, которыми в совершенстве овладевает главный герой.
- Центральная фигура – крутой мужчина (спецназовец, сенсей, мастер боевых искусств), сознание которого попадает в тело подростка/юноши из альтернативной реальности.
- Там, в ином мире герой презираем и гоним, но под воздействием опыта «попаданца» обретает силу, набирает команду и расправляется со своими обидчиками.
- Любовной линии либо нет, либо она примитивная, «анимешная».
- Зато в книгах этого жанра часто есть гарем. Герой с удовольствием принимает предложения вешающихся на него восторженных поклонниц. И автор, идя навстречу пожеланиям своего героя, вводит в придуманном мире многожёнство.
Я не поклонница аниме, но те, кто просмотрел достаточно много таких мультфильмов, отмечает сходство, в том числе распространённые в аниме клише и штампы.
Перспективы жанра
Это уже чисто моя оценка, поэтому может не совпадать с мнением знатоков и поклонников бояръ-аниме, которые, не сомневаюсь, среди моих читателей найдутся.
Поджанр в основном рассчитан на мужскую аудиторию и, учитывая определённый примитивизм и юношеский максимализм аниме, не всем будет интересен. В настоящее время есть опубликованные книги этого направления, преимущественно в издательстве Альфа-книга (Армада), но большинство произведений является сетевой литературой.
Мне не кажется этот жанр таким уж долговечным в силу именно нечёткости его специфики. Возможно, через несколько лет, границы между ним и другими поджанрами (альтернативной историей, «попаданчеством», стимпанком и т. д.) окончательно исчезнут, и бояръ-аниме растворится среди массы книг, которые пишутся на стыке жанров.