Найти в Дзене
Иван Черняк

Нераскрытый инцидент в Китае: горе-химики

Оглавление

Приветствую. Продолжим тему с уже порядком забытыми происшествиями. Тут нет расследования и интриги. Скорее, это история, после которой каждый может сделать определенный вывод.

Приятного чтения, дорогой подписчик.

Предисловие

Чжу Лин была второкурсницей химического факультета в университете Цинхуа — престижнейших ВУЗов Пекина. Умная, красивая, талантливая девушка с талантом к музыке — так считали ее друзья и близкие.

В конце 1994 года Чжу начала замечать странные в своей совокупности симптомы — сильная боль в животе и выпадение волос. Ее госпитализировали в местную больницу и, наверное, вы сейчас думаете, что она скончалась и я буду гадать причину смерти? А вот и нет!

В больнице Чжу стало лучше, и она снова вернулась к своей обычной жизни.

но ненадолго: в марте 1995 года девушке стало ещё хуже, чем раньше — старые симптомы вернулись с удвоенной силой, вдобавок пришли боль в ногах, потеря глазного контроля и частичный паралич лицевого нерва. Она не могла дышать самостоятельно.

Доктора разводили руками: такая смесь недугов ввела их в ступор. Однако, когда они начали искать помощь извне, один врач из главного пекинского госпиталя вышел на связь и настойчиво утверждал, что девушка отравлена таллием. Он сам диагностировал подобный случай отравления еще в 1960-х годах. Однако Чжу Лин уверяла, что никакого контакта с опасными веществами у нее не могло быть — у ее университа была жесткая система безопасности. В результате местные врачи не поверили в причастность таллия и диагностировали девушке синдром Гийена-Барре. Ее состояние ухудшалось с каждым днем.

Истина

Отчаявшиеся неспособностью врачей решить смертельную загадку Чжу Лин, два её друга отправили экстренное письмо в ряд сообществ Usenet, описав все тревожные симптомы и надеясь хотя бы на примерный диагноз.

Usenet — всемирная компьютерная сеть, которая используется для общения и публикации файлов. Она состоит из новостных групп, в которые пользователи могут посылать сообщения. Usenet является старейшей из сетей, появившаяся в 1980 году, а в 1993 году она была открыта для всех пользователей и стала всемирно популярной.

Ответная реакция не заставила себя долго ждать: первые ответы начали появляться уже в течении нескольких часов. Интерес к этой теме у пользователей нарастал, как волна —и это событие у многих мелькало в новостной ленте, как одно из самых популярных, особенно в Китае.

Друзья Чжу Лин получили более 1500 сообщений. Из них примерно треть пользователей предположила, что она страдает от таллиевого отравления и посоветовала противоядие — пигмент «Берлинская лазурь».

-2

Только тогда врачи Чжу Лин сдались и провели ряд тестов. Результаты оказались ужасающими, но они были ожидаемы — концентрация таллия в организме Чжу в 10 000 раз выше, чем у здорового человека.

Врачи в экстренном порядке ввели противоядие Чжу, хотя делали это впервые: и они успели. Девушка осталась жива, но таллий был достаточно времени в организме, чтобы нанести необратимые изменения.

Сейчас ей 40 лет. Благодаря антидоту, Чжу Лин жива и даже может дышать самостоятельно, но она не способна говорить и осталась парализованной. Таллий сделал ее слепой и умственно отсталой. Кроме того, в больнице ей передали гепатит С при переливании зараженной крови.

-3

Расследование?

В мае 1995 году полиция взялась за дело Чжу Лин. Подозрение мгновенно упало на одну из трех соседок по общежитию — Сунь Вэй.

Адвокат Чжу выявил беспроигрышное доказательство ее вины: Сунь Вэй была единственной из окружения Чжу, кто имел доступ к таллию в лаборатории университета. Ко всему прочему, посуда, которой пользовалась пострадавшая, таинственно исчезла ровно в тот момент, когда соседки узнали о расследовании. Уже позже взломанная электронная почта одной из девушек обнажит сговор всех трех соседок Чжу.

-4

Однако, спустя 4 года расследования, пекинская полиция отказалась расследовать это дело «в связи с порчей судебных доказательств».

Сама Сунь Вэй поменяла имя на Сунь Ши Янь и практически сразу уехала в Штаты, вступив в фиктивный брак.

(не)Справедливость

Прошло 11 лет. К концу 2005 года на одном из популярных интернет-форумов Китая появилось упоминание этого случая. Заинтересованных пользователей становилось все больше, и обычное обсуждение переросло в борьбу за правду и поиск преступника. В форуме подвергли сомнениям невиновность подозреваемой и решение полиции. И это дало результат: спустя 11 лет тишины, Сунь Вэй опубликовала в Сети заявление о ее невиновности. Позже местная еженедельная газета подтвердила это и провела интервью с ее отцом.

В своем сообщении Сунь Вэй рассказала, что 2 апреля 1997 года ее задержала полиция. Девушка не отрицала, что имела официальный доступ к таллию — одному из элементов в ее эксперименте. После 8 часов допроса Сунь Вэй отпустили и в августе 1998 года ее признали невиновной.

Но девушка не упомянула главное: от дальнейшего продолжения допроса ее освободила семья. На минуточку, дед Сунь был высокопоставленным чиновником Гоминьдана, а её дядя был вице-мэром Пекина и заместителем председателя народного совета Китая. Именно поэтому её оправдания, пусть даже и опубликованные в газете, не были убедительны от слова совсем.

Хорошо забытое старое

2013 год. В шанхайском университете был отравлен студент-медик, выпив воды из кулера в общежитии. В воду был добавлен высокотоксичный элемент NDMA (не путать с MDMA!), вызвавший скорую гибель. Студента отравил его сосед по общежитию, однако же в этом случае убийцу приговорили к казни.

Только тогда случай с Чжу Лин вновь всколыхнул общественность. Дошло до того, что цензура начала блокировать поисковые запросы от пользователей «Чжу Лин», « Отравление таллием» и «Сунь Вэй». Но блокировки были подобны худой плотине перед бушующим током реки.

Потому что спустя совсем немного времени на официальном сайте Белого дома была создана петиция, требующая справедливого расследования дела Чжу. За 3 дня петиция набрала 115 000 подписей.

Чжан Сянь, работник СМИ из Хэфэя, опубликовал в своем блоге сообщение. Цитирую: «Здравствуйте, товарищ Обама, председатель Национального бюро писем и звонков! Количество запросов по делу Чжу Лин уже достигло 100 000. Мы надеемся, что председатель Обама ответит китайскому народу ради всеобщей пользы!»
Это сообщение увидело более 150 000 его читателей.

Вскоре государственному СМИ China Dialy пришел ответ от адвоката из Нью-Йорка. Он сообщил, что американская Служба гражданства и иммиграции должна провести собственное расследование и доказать вину Сунь Вэй. Депортировать кого-нибудь просто так президент не может.

Выводы

Последние упоминания в Интернете о Чжу Лин, которые мне удалось найти, были 2013 года.

Официального ответа главы США так и не последовало, и я могу предположить, что все расследование сошло на нет. Скорее всего, дело замяли — Сунь Вэй по-прежнему живет в США, а преступника так и не нашли.

Что мы имеем в конечном итоге? Я уверена на все 100, что ни Сунь Вэй, ни другое лицо не будет привлечено к уголовной ответственности. Мне не хочется это говорить, но иногда бороться невозможно, а ситуацией рулит лишь влияние и деньги. Случай с Чжу Лин — лучшее этому подтверждение.