Под профессионализмом здесь будет пониматься не столько умение выполнять сложную работу в разнообразных условиях, сколько прикрепление человека к конкретной профессии. Человек-декоратор, человек-программист, человек-шоумен, человек-слесарь. Огромное количество людей занимаются каким-нибудь одним видом труда. Хорошо ли это?
Особые породы людей
На Земле почти 8 миллиардов людей и все они делятся по множеству признаков. Есть мужчины и женщины, есть русские и китайцы, есть высокие и низкие. Но один показатель важнее всех прочих — их профессия.
Целые «населения» выполняют одну узкоспециализированную операцию. Да, они это делают хорошо. Но, ведь почти всегда ничего другого они делать не способны!
Всякая профессия накладывает на человека отпечаток. Сколько существует шуток про программистов, врачей, художников, сантехников и т. п. В самой густой толпе по одежде безошибочно определяется офисный работник, заводчанин, представитель свободного труда.
Появление профессий, в свое время, было неизбежным следствием развития технологий. Но разве сейчас так?
Зависит ли производительность труда от личной производительности сотрудника?
Сохранение профессий базируется на разделении труда. Классический пример Адама Смита с производством иголок показывает: производительность вырастает если вместо одного человека поставить троих и каждый выполняет часть общей работы.
Звучит логично, да и практикой подтверждается. Проблема в том, что Смит рассматривал не механизированный труд отдельных мастеров. Скорость производства иголки напрямую зависело в то время от личного мастерства трудящегося.
В 2020 году предприятие оборудовано огромным количеством механизмов и автоматических машин.
Индивидуальные умения значат все меньше. Скорость производства определяется работающей машиной, которую обслуживают люди, «прикрепляясь» к ней невидимыми нитями ненавистной профессии.
Работать на такой машине способен каждый или почти каждый. Более того: периодически проходящие модернизации оборудования требуют оперативного переучивания работников. Даже если абстрагироваться от модернизаций, после окончания учебного заведения по устаревшей программе требуется дополнительно обучаться на предприятии.
Но повышение квалификации — только одна, при том меньшая проблема. Технологические перевороты, регулярно сотрясающие рыночное общество приводят к молниеносному исчезновению одних профессий и появлению других. В скором времени могут исчезнуть водители, львиная доля юристов, часть журналистов и ряд других специалистов. На наших глазах рождается потребность в дизайнере VR-миров, специалистах в области искусственного интеллекта.
На значительную долю профессий даже невозможно выучиться в учебных заведениях, настолько они в новинку. Тем не менее, потребность в новых профессиях на рынке труда ярко выражена уже сейчас.
В большинстве случаев выработка специалиста зависит от скорости движения машины. Это верно для завода, это верно для офиса. Более того: экономические выгоды разделения труда требуют все больше дробить выполняемые операции на разные части и тем самым упрощает обучение профессии.
В 2020 году осталось не так много профессий, для выполнения которых требуется действительно долгое обучения. В большинстве случаев можно ограничиться месячными курсами. Иногда хватает трехдневных.
Полученных знаний хватит чтобы занять должность начального уровня. С другой стороны, разве после университета можно всерьез рассчитывать на что-то другое?
Быстро меняющийся рынок труда прямо сейчас выталкивает целые толпы людей на обочину жизни, заставляя оперативно менять профессию лишь затем чтобы прежде «любимое дело» вновь опротивело до невозможности уже спустя несколько лет.
Фриланс и профессии
Крупные корпорации активно прибегают к услугам фрилансеров. Доходит до смешного: удаленных работников привлекают к работе такие гиганты как Google или Microsoft. Специфика фриланса в том, что здесь плевать на формальное образование работника. Не интересуют дипломы, сертификаты и прочие бумажки.
Важны умения, которые каждый подкрепляет портфолио. Научиться работе и прийти на биржу под силу каждому.
В технически передовых областях отмена профессий происходит уже сейчас «явочным порядком». Фрилансеры превосходно меняют род занятий в зависимости от желаний, умений и состояния рынка труда.
Фриланс на практике доказывает: в современной экономике незачем держать огромное количество «особой породы людей», которые занимались бы только одним каким-нибудь трудом, развивая только одну сторону своей личности в ущерб всем остальным. Доказательство на практике значит в тысячу раз больше чем любые выкладки теоретиков на бумаге.
Как избавиться от профессий?
Профессионализм, т. е., прикрепление человека к своему рабочему месту сильно вредит личности. Вместо гармонично развитого человека перед нами предстает, может быть, знаток одной какой-нибудь области, но абсолютный неуч в других. Да ладно бы еще просто неуч, это половина беды.
Но, ведь у такого человека есть иллюзия знания! Он, и в самом деле считает, что если он умеет хорошо управляться со своей машиной, то это и есть образование. На самом деле, конечно, образование заключается не столько в умении разбираться в собственной профессии, сколько в способности самостоятельно отыскивать нужную информацию и проверять ее на достоверность.
Такие умения могут быть получены только при условии возможности в любой момент менять род своих занятий по собственному усмотрению. Разные стороны человеческой личности востребованы на разных рабочих местах. Отмена профессий — первое и главное условие освобождения человека от непосильной и ненавидимой им работы.
Тем более, что сделать это очень просто.
Машины освобождения
Уже сейчас передовые страны в обязательном порядке маркируют промышленные товары. QR-код на каждом продукте передает государству всю информацию о производителе, методах перемещения до магазина, материале и т. п. Это работает уже сейчас.
Фактически, рыночное общество создало аналог советского Госплана. Бюрократии здесь не меньше, чем в советское время, но есть существенная разница между теми и теперешними чиновниками.
Советские бюрократы планировали производство товаров. Плохо планировали, воровали и, в конечном итоге, уничтожили Госплан чтобы стать абрамовичами и михельсонами. Но на тот момент занимались общественно-полезным трудом. Нынешние не делают ничего. Если завтра 99% нынешней бюрократии уволить, не изменится ровным счетом ничего.
Теперь логически достроим этот новоявленный Госплан. Информация о продаже каждой единицы товара уже отправляется государству. Почему бы этим же данным не идти на ближайшие фабрики и заводы с корректировкой производственного плана? Идеальный план без бюрократии и гарантированной защитой от дефицита обеспечен.
Для выполнения плана, конечно, нужны люди. Информация о требуемых работниках вполне может публиковаться на сайте Госплана. Трудящемуся надо только зайти, выбрать интересную работу на сегодня или завтра и отметиться. Все просто и предельно понятно.
Конечно, на первых порах неизбежны сложности или ошибки. Но такая гипотетическая система уже частично опробована. Каждый отдельный элемент превосходно работает.
Дело лишь за тем, чтобы их соединить воедино.