В профессиональной среде медицинских работников используется понятие "пациентский экстремизм".
Понятия распространено настолько, что освещается в профессиональных периодических изданиях для врачей и юристов медицинских организаций. Данная проблема широко обсуждается.
Встречать данное понятие я начала около 3 лет назад.
Профессиональные журналы по сей день пестрят заголовками типа "как юристу защитить клинику от пациентского экстремизма". ..
А дальше пустые рекомендации в виде соблюдения порядка ведения медицинской документации, порядка рассмотрения обращений граждан и т. д. ...
Может быть тогда проблема состоит в отсутствии хорошей правовой "опоры", качественного правового сопровождения в медицинских организациях?
Итак, пациентский экстремизм, если синтезировать все его понятия, данные в прессе - это злоупотребление пациента правом. А существует ли такое явление, как пациентский экстремизм, в принципе?
Я не отрицаю такое явление, как пациентский экстремизм, не отвергаю его существование.
Хотя, с моей точки зрения «пациентский» и «экстремизм» - взаимоисключающие понятия. Нельзя, неверно иметь ввиду противостояние пациента и медицинской организации. Да, возможно есть люди, обращающиеся в медицинские организации с целью создать всем проблему. Но ведь чаще всего человек обращается к доктору за медицинской помощью.
Исходя из статистики, количество обоснованных жалоб в медицинские учреждения остается очень маленьким. Медицинские организации и органы здравоохранения самостоятельно, при разрешении жалоб, принимают решение об обоснованности или необоснованности жалобы.
Если спор пациента и клиники разрешается судом, речь идет о применении законодательства и иных актов в сфере здравоохранения, а кроме того - закона о защите прав потребителей.
Таким образом, гражданин, не имеющий специальных знаний ни в области медицины, ни в области права не может, даже имея очень сильное желание, нанести вред системе здравоохранения, отдельным ее элементам, работникам данной системы.
Есть, на мой взгляд, большая проблема в том, что к отношения пациента и медицинской организации, складывающимся по поводу оказания медицинской помощи, применяется закон о защите прав потребителей.
Дело в том, что применение данного закона ставит пациента и организацию в ассиметричное положение с целью большей возможности защиты потребителя.
Да, такая ассиметрия, к сожалению, может дать возможность злоупотребления пациента правом.
Отношения пациента и медицинской организации по поводу оказания медицинских услуг, их качества, взаимоответственности сторон давно уже нуждаются в урегулировании отдельным правовым актом. Такой акт должен учитывать специфику медицинской деятельности.
Отношения пациента и медицинской организации по поводу оказания медицинских услуг, их качества, взаимоответственности сторон давно уже нуждаются в урегулировании отдельным правовым актом. Такой акт должен учитывать специфику медицинской деятельности.