«Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно…» Обычно эту цитату используют в положительном контексте, но, к сожалению, не в этот раз.
Президент Путин уже несколько раз заявлял, что он гордится своей идеей превратить комплекс сочинских олимпиадных сооружений в детский центр для одаренных детей. И теперь планируется создавать такие центры по всей стране.
Увы, увы!.. Эта идея может восхищать только людей, весьма далеких от современного образования и того, что там творится. Или людей, которые не хотят поближе всмотреться в то, что скрывается за красивой внешней оберткой.
Итак, если «Сириусы» зажигают, то это действительно зачем-то нужно. И чтобы ответить зачем, не нужно быть семи пядей во лбу. Это нужно затем, чтобы выделить в образовательной системе среди многомиллионной массы учеников так называемую «элиту», детских «лидеров», которые путем конкурентной борьбы доказали, что они действительно «лучшие».
Странно, что никто не видит цинизма в этом разделении детей на «одаренных» и «обыкновенных». То есть «неодаренных», «простых», «неразвитых», «некурентноспособных», то есть, попросту говоря – «быдла», которому в перспективе уготована роль обслуги всех «одаренных».
То же самое будет происходить и среди образовательных учреждений. В создаваемые новые «Сириусы» будут стягиваться «лучшие» педагогические кадры, а большинство школ превратятся в обыкновенные «отстойники» для неразвитого и «неодаренного» ученического неформата, которому и девяти классов будет слишком много. И с соответствующим педагогическим контингентом, которому навыки тюремных надзирателей будут гораздо ближе педагогических навыков.
В этих школах уже не будет никакого воспитания и развития детей – их будут просто пасти и следить за ними в полутюремном режиме, ибо настоящее развитие будет сверкать и сиять для по-настоящему «одаренных» детей в зажженных по всей стране «Сириусах».
Ну ни цинична ли вся эта система, которая нам так беспардонно навязывается? Не попахивает ли она самим настоящим педагогическим фашизмом? Не «Сириусы» нужно создавать – нужно превращать каждую школу в такой «Сириус», где бы по-настоящему воспитывался и развивался каждый ребенок.
Каждый ученик в своей собственной школе должен чувствовать, что он получает все необходимое для его полноценного развития, а не рваться из своей «отстойной» школы в далекий «Сириус», путем жестокой конкурентной борьбы доказывая другим, что он «этого достоин».
В чью больную голову пришла идея заложить идею конкуренции в ученическое мироощущение и сделать ее основой образовательной системы, сияющей своими «Сириусами» на фоне беспросветной внутренней тьмы? Ведь конкуренция лежит в нижней части человеческих отношений и граничит с враждой и ненавистью.
Любовь
Дружба
Сотрудничество
Равнодушие
Конкуренция
Вражда
Ненависть
Не правильнее ли положить в основу образовательной системы сотрудничество и дружбу и идеальной целью стремлением к любви – и такая образовательная система в виде педагогики служения уже существует.
Она действительно развивает дружбу между детьми в своем конкретном классе, в своей конкретной школе, так чтобы каждый ученик, развивая все свои способности, мог служить ими своим близким с выходом на все более широкие поля общественного служения – Вере, Отечеству и Любви.
Еще раз подчеркну: не конкурировал – а служил! (К примеру: если ты преуспел по какому-то предмету, то не на олимпиаду стремись, а помоги своим отстающим товарищам.) Чтобы каждый ученик не рвался из своей «беспросветной» школы за сверкающими «звездами», а сам помогал превратить ее в светлый сияющий «Сириус», где нет никакого деления на «одаренных» и «неодаренных», где любая твоя способность и талант, которые есть у каждого ребенка, найдут применение в твоей собственной школе на общее благо.
Только не восклицайте, что это все утопия и маниловщина! Педагогика служения уже доказала свою жизненность, но ей действительно трудно пробиться к учителям и детям сквозь «авгиевы конюшни» современного образования, погребенного под толстым слоем «конкурентоспособного» навоза, отложенного откормленными "лошадьми" западно-либеральных ценностей.
Давайте вместе его расчищать, создавая национальную образовательную систему, и зажигать свой «Сириус» в каждой из 53-х тысяч школ современной России!