Найти тему
Заметки китаиста

Чуть зазевался и китайский партнер обхитрит тебя

Мебель из цельного куска дерева - особый фетиш в Китае. Например, вот этот чайный стол стоит около 10 млн. рублей
Мебель из цельного куска дерева - особый фетиш в Китае. Например, вот этот чайный стол стоит около 10 млн. рублей

Стратагема 7.
Из ничего сотворить что-то.
(無中生有)

"Искусство обмана состоит в том, чтобы сначала обмануть, а потом не обманывать.
Когда не-обман кажется обманом – это обман истинный.
Сначала маленький обман, потом большой обман, потом настоящий выпад."

Для объяснения этой стратагемы я расскажу исторический случай.
В середине VIII в., при династии Тан, военачальник Ань Лушань поднял мятеж против императора Сюань-цзуна. Союзник Ань Лушаня, генерал Линху Чжао осадил город Юнцю, в котором укрылся с небольшим отрядом верный императору генерал Чжан Сюнь. Последний приказал своим воинам сделать из соломы тысячу кукол в человеческий рост и каждую ночь спускать их наружу с городской стены. Осаждавшие город воины решили, что это спускаются защитники города, и обрушили на кукол град стрел, которые застряли в соломе. Тогда Чжан Сюнь приказал поднять кукол на стену и таким образом добыл несколько тысяч стрел.
Позже Чжан Сюнь приказал спуститься с городской стены настоящим воинам. Лихун Чжао решил, что Чжан Сюнь и на этот раз спускает вниз кукол, надеясь еще добыть стрел, и запретил своим воинам стрелять. Вышло же так, что отряд добровольцев из войска Чжан Сюня числом в пятьсот человек стремительно напал на лагерь Лихун Чжао и, воспользовавшись замешательством среди осаждавших, обратил их в бегство.

Любые переговоры всегда заканчиваются ужином с огромным количеством алкоголя. А где алкоголь, там всегда много хитрости в диалоге
Любые переговоры всегда заканчиваются ужином с огромным количеством алкоголя. А где алкоголь, там всегда много хитрости в диалоге

Стратагема очень похожа на первую стратагему по смыслу. Разница лишь в том, что в первой никто никого не обманывает напрямую, а просто усыпляет бдительность, а потом начинает преследовать свои интересы. В этой же стратагеме призыв к намеренной хитрости.
Это особенно может проявиться в работе поставщиков какой-либо продукции. Сначала они производят товар отличного качества, но со временем могут в какой-то партии использовать материалы или детали более низкого качества для снижения себестоимости. Если заказчик ничего не заметил, то китайский партнер может повторить это, а у непойманного за руку это потом входит в привычку.
Поэтому необходимо всегда с пристрастием проверять китайских контрагентов.