Найти тему
Zames Media

Регионам приказано слиться

Бюджетный дефицит может вызвать процесс объединения целого ряда регионов в стране. Соответствующие идеи периодически входят в повестку. На этот раз вновь заговорили о том, что ряд территорий могут слить. Причем процесс может начаться с Урала: тут есть, что сливать, и к чему присоединять. Возможно, для той же Курганской области этот процесс без преувеличения окажется спасательным кругом – нельзя же прозябать постоянно.

Идея слияния и поглощения территорий возникает регулярно. При этом она уже не кажется совсем уж фантастической – успешные примеры имеются в истории современной России. Для Урала эта схема представляется вполне возможной, хотя и у нее находится немало противников.

Между тем, идея уже обсуждается и при дальнейшем ухудшении социально-экономической ситуации вполне может быть реализована. Сторонники таких объединений утверждают – жителям отсталых регионов хуже уже точно не станет. А раз так, то и протестов ждать не стоит. С кого же начнут?

В прошлом году утверждение стратегии пространственного развития страны спровоцировало новую волну рассуждений о неминуемом укрупнении субъектов федерации. Деление их по экономическому принципу на макрорегионы сразу было воспринято как своего рода эксперимент правительства – мол, смогут ли самодостаточные и дотационные территории взаимодействовать друг с другом в условиях уже официального объединения.

Перекройка карты страны уже проводилась не единожды. В 2005 году был ликвидирован Коми-Пермяцкий автономный округ – его взяли и объединили с Пермской областью. В результате слияния был образован Пермский край.

Двумя годами позже Таймырский и Эвенкийский автономные округа, едва сводившие концы с концами, вошли в состав Красноярского края. Тогда же, в 2007 году, объединились Камчатская область и Корякский автономный округ. В итоге образовался Камчатский край. Чуть позже Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в Иркутскую область, а Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край.

Кроме того, уже давно находится на повестке идея слияния Амурской области и Еврейского автономного округа. Как ожидается, итогом такого объединения может стать регион с численностью жителей всего около миллиона человек. Также идет речь о возможном объединении Красноярского края, Хакасии и Тывы. Обсуждаются варианты и «покруче»: слить Красноярский край и Иркутскую область.

И это еще не все: Архангельская область может слиться с Ненецким автономным округом. Псковская область в свою очередь может быть включена в состав Ленинградской. Обсуждались и другие предложения: например, создать единый субъект из Смоленской, Брянской, Калужской и Орловской областей.

Уральские инсайдеры отмечают: на повестке дня вновь возможная ликвидация Курганской области. На самом деле эту идею вряд ли можно назвать новой. Ещё в 90-е бурно обсуждалась инициатива создания Большой уральской республики. В нее могли войти Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Пермская и Свердловская области. Однако до реализации столь амбициозного плана дело так и не дошло.

И вот сейчас, похоже, новый виток этой завораживающей дискуссии. На этот раз на повестке возможное присоединение Курганской области к Тюменской. В курганском политистеблишменте не скрывают – эта тема жива, потому как Зауралье по-прежнему находится в сложном экономическом положении, и объективных предпосылок для выхода из ситуации пока не просматривается. Регион находится на 75-м месте (из 85) по абсолютному уровню среднедушевых доходов. Согласно данным, которые приводит Росстат, люди там живут в среднем на 18,7 тыс. руб. в месяц. Реальные располагаемые доходы в Курганской области регулярно снижаются

Запуск этого процесса связывают в том числе и с фигурой курганского губернатора Вадима Шумкова, заместителя главы Тюменской области в недавнем прошлом. Местные эксперты уверены: Шумков преимущественно нацелен на соседний регион. Именно Тюмень является для Зауралья ключевым источником инвестиций.

Вместе с тем, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев видит и другой сценарий: «При образовании Курганской области большую ее часть отрезали от Челябинской области. Если уж объединять, то с Челябинской». При этом Калачев признал, что Курганская область депрессивная, и «с драйверами развития там проблема».

Идея с укрупнением российских регионов не нова, подтверждает тюменский политолог Андрей Шуклин. «Пятнадцать лет назад новую историю начал Пермский край, объединившись с Коми-Пермяцким автономным округом. Далее этому примеру последовали все остальные сложносоставные субъекты федерации, особняком стали Архангельская область с Ненецким автономным округом и Тюменская область с Югрой и Ямалом. Поглощения округа областью не произошло потому, что округа доказали свою субъектность в качестве самостоятельных российских регионов. Они сильны и самодостаточны, укрупнение не привело бы к улучшению качества жизни. Это понимали граждане, понимали элиты, понимал и президент, сказавший о том, что решающее слово за людьми, живущими на территориях», — пояснил Шуклин.

По его словам, большинство жителей вышеуказанных субъектов и поныне крайне негативно относятся к идее укрупнения. Однако в соседнем с Тюменской областью Зауралье многие жители ранее выражали надежды на присоединение к северному соседу. По их мнению, говорит Шуклин, это разом решило бы многие проблемы Кургана. «В то же время тема развития самого депрессивного региона УрФО находится «на карандаше» федерального правительства, а самим Зауральем ныне руководит Вадим Шумков, до недавних пор - видный представитель тюменского истеблишмента, с именем которого в Кургане связывают многие надежды», - заключил политолог.

«С точки зрения социально-экономической, действительно, иногда есть смысл говорить об укрупнении (регионов) для того, чтобы субъект Федерации стал именно субъектом», – однажды сказал глава государства Владимир Путин.

О необходимости укрупнения российских регионов заявляла и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она, в частности, отмечала, что существуют регионы, которые не могут развиваться самостоятельно, без сторонней помощи.

В этой истории пока понятно одно: население в выигрыше точно не окажется. Если Курган сегодня – типичная российская глубинка, которую принято демонстрировать в фильмах, то есть риск, что после объединения с большой долей вероятности превратится в чудовищное захолустье. И вот тогда старое доброе Зауралье окажется теплым воспоминанием.