Найти в Дзене

О понятии стратегического планирования

1. Стратегическое планирование - вид практической деятельности людей — плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений по разработке и реализации политики в разных сферах жизнедеятельности (в форме научного предвидения, прогнозов, планов, проектов, программ), предусматривающих выдвижение стратегических целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю реакцию и адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. 2. Стратегическое планирование в структуре процессов выработки и реализации стратегических решений занимает центральное, определяющее место: · социальный заказ на формирование стратегии развития социальной системы; · консолидация компетенций и команд выработки стратегических решений; · вовлечение активной части населения в выработку и реализацию стратегий развития; · собственно стратегическое планирование; · мотивация населения на участие в реализации с

1. Стратегическое планирование - вид практической деятельности людей — плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений по разработке и реализации политики в разных сферах жизнедеятельности (в форме научного предвидения, прогнозов, планов, проектов, программ), предусматривающих выдвижение стратегических целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю реакцию и адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

2. Стратегическое планирование в структуре процессов выработки и реализации стратегических решений занимает центральное, определяющее место:

· социальный заказ на формирование стратегии развития социальной системы;

· консолидация компетенций и команд выработки стратегических решений;

· вовлечение активной части населения в выработку и реализацию стратегий развития;

· собственно стратегическое планирование;

· мотивация населения на участие в реализации стратегий развития;

· сборка субъектов стратегического развития;

· мониторинг процессов реализации стратегий развития;

· контроль (в том числе и общественный) за реализацией стратегических планов и программ;

· анализ процессов реализации и выработка корректирующих воздействий на стратегические процессы.

3. Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:

· опора на замысел, смыслы создания и развития социальных систем, мировоззренческие основания их развития, жизненные ценности и их показатели;

· ориентация на решение стратегических, жизненно-важных, ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание, социально-экономический прогресс, устойчивое развитие, безопасность и обороноспособность страны;

· органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;

· учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние и разработка мероприятий в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние либо нейтрализующих их действие, либо использующих позитивное влияние этих факторов для успешного решения стратегических задач планируемой системы;

· мотивация и вовлечение активной части населения в процессы формирования и реализации стратегических разработок;

· адаптивный характер, то есть способность своевременно предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.

4. Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свою форму, структуру и содержание, охватывающее его сущность, проявление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов.

5. Объект стратегического планирования – деятельность субъектов стратегического развития социальных систем, хозяйствующих субъектов, их структурных элементов с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах.

6. Содержание стратегического планирования раскрывают его процедуры. Основными процедурами стратегического планирования в макроэкономике являются: смысловое планирование, научное предвидение, принципиальное планирование, стратегическое прогнозирование (стратегические прогнозы); программирование (проекты стратегических программ); проектирование (проекты стратегических планов различных уровней национальной экономики).

7. Смысловое планирование - формирование диапазона выработки научного предвидения, образа идеального объекта (образа будущего), мировоззренческих оснований, направлений поиска путей стратегического развития на основе понимания замысла создания и жизни цивилизации, на основе законов мироздания, законов развития природы и общества.

8. Научное предвидение – это эмпирически и теоретически обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы, социальных систем, обществ и духовных процессов, неизвестных ныне, но поддающихся выявлению и использованию в процессах стратегического планирования.

9. Принципиальное планирование – закономерные, объективные критерии целевых смысловых и духовных установок стратегий, программ и проектов развития, законов мироздания, принципов, общих подходов и методов формирования стратегий развития для обеспечения их целостности, соответствия социальным ориентирам в стратегическом планировании.

10. Принцип планирования - основа, начало, первоначало, исходное положение, научные теории и законы, как объективную категорию науки стратегического планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего утверждения, закономерности выражающего совокупное действие в форме органического единства общемировоззренческих законов развития, как объекта планирования, так и самой практики планирования, и определяющего задачи, логику, направление и характер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверке их выполнения.

11. Стратегическое прогнозирование. В условиях современной экономики существенно возрастает роль такой процедуры стратегического планирования как прогнозирование. Это связано с двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, с тем, что экономика, хозяйственные механизмы отличаются постоянными колебаниями конъюнктуры, стремительным изменением номенклатуры и стоимости продукции. Чтобы не допускать крупных, подчас непоправимых ошибок и экономического ущерба, нужно оценивать возможные альтернативы динамики происходящих изменений, поведения субъектов хозяйствования. Именно поэтому стратегическое прогнозирование становится необходимым элементом формирования стратегии и тактики на любом уровне хозяйствования — от индивидуального производителя, коммерческих организаций и их ассоциаций, до субъектов федерации и общества в целом. Во-вторых, в хозяйственных моделях стратегическое прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании проектов долгосрочных программ и планов.

12. Стратегическое прогнозирование — это важнейшая функция стратегического планирования развития национальной экономики в целом, ее отдельных звеньев и структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанное либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий (обычно двух-трехкратный) по сравнению с периодом прогноза период в прошлом и экстраполировании этих тенденций.

13. Стратегическое проектирование — заключительная ступень всех процедур стратегического планирования. Ее назначение состоит в разработке проектов стратегических планов всех уровней и временных горизонтов.

Проект стратегического плана, по сути своей, представляет собой проект управленческого решения по реализации стратегии политики соответствующих субъектов управления. На уровне первичного звена национальной экономики (хозяйствующих субъектов) — его собственников; региональных и местных органов власти, субъектов федерации, страны в целом — партии или коалиции партий, стоящих у власти.

Стратегический план - научное предвидение состояния целостного объекта управления — делового предприятия, их ассоциаций, региона, субъекта федерации, страны в целом, в определенный период времени. Это предвидение основано: на системе целенаправленных проектировок по развитию соответствующих объектов (общества в целом, его отдельных подсистем, хозяйственных субъектов); на системе мероприятий, согласованных по срокам, ресурсам, исполнителям (программный разрез проекта стратегического плана; на мероприятиях по развитию отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры.

14. Чем выше уровень управляемой системы, тем более развернутой должна быть в проектах стратегических планов система прогнозов духовно-нравственного, экономического, социального, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, внешнеполитического и военно-политического развития.

15. Важной особенностью стратегических планов является то, что они:

· выступают в качестве инструментов реализации политики соответствующих субъектов управления;

· раскрывают цели и пути в будущее различных объектов экономики страны и ее в целом (как целостной социальной системы),

· определяют этапы социально-экономического развития общества в целом и его отдельных подсистем;

· они выступают в качестве мерила, критерия, экономического и социального прогресса общества.

16. В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты и сценарии развития соответствующих объектов управления с тем, чтобы было возможно:

· выбрать оптимальный в данной хозяйственной ситуации проект стратегического плана;

· иметь в наличии такой вариант проекта стратегического плана, который в будущем будет соответствовать изменившимся условиям хозяйствования, рыночной конъюнктуры.

Проект стратегического плана не является директивой, подлежащей безусловному исполнению. Свойство той или иной степени директивности (обязательности) он приобретает после его утверждения в установленном порядке.

17. Стратегическое планирование, представляет механизм нахождения сбалансированного консенсуса между субъектами федерации, хозяйствующими субъектами, заинтересованными в принятии участия в тех или иных видах стратегических планов; во-вторых, в усилении стратегического характера проектирования. Основное внимание в условиях рыночного хозяйства в макроэкономическом планировании уделяется структурным преобразованиям, решению ключевых социальных, экологических и научно-технических, а также экономических проблем.

18. Стратегические планы призваны помочь хозяйственным субьектам проявить хозяйственную самостоятельность и инициативу, обеспечивая им направленность в русло общенациональных интересов; повысить научную обоснованность проектов стратегических планов, которые должны стать действенным инструментом регулирования социально-экономических процессов, происходящих в обществе; способствовать всемерной демократизации и прозрачности процесса планирования. Все хозяйствующие субъекты, субъекты Российской Федерации должны заблаговременно получать информацию о замыслах законодательной и исполнительной власти в социально-экономической сфере, о намечаемых стратегических программах, с тем, чтобы суметь вовремя заявить о своих намерениях участвовать в тех из них, в которых проявят свою заинтересованность.

19. Насущные потребности общества, его отдельных подсистем, а также всех хозяйствующих субъектов обуславливает необходимость разработки целой системы проектов планов, отражающих особенности рыночной экономики. Эта система планов включает в себя планы стратегические и тактические. По функциональному признаку все проекты планов делятся на производственные (выпуска продукции, капитального строительства, развития транспорта и т.д.), планы снабжения и сбыта, повышения уровня и качества жизни граждан, планы финансовые и кредитные и т.д.

20. В зависимости от уровня иерархии в системе национальной экономики различают планы хозяйствующих субъектов, их ассоциаций, субъектов федерации, национальной экономики в целом.