Какие образы консультанток предлагает нам массовая культура
Подборка составлена авторкой канала «Путь героини»
Пока на больших экранах хулиганит эксцентричная Харли Квин (напомним, что до того, как стать подружкой Джокера и попасть в психиатрическую лечебницу, она была квалифицированной психиаторкой), давайте вспомним других, куда более адекватных персонажек-обладательниц помогающих профессий. Некоторые из них без сомнения не только способствовали популяризации психотерапии, но и достойны занесения в золотой фонд кинодраматургии.
Дженнифер Мелфи из «Клана Сопрано»
Героиня Лоррейн Бракко в знаменитой эпопее про рефлексирующего мафиози — это, возможно, эталонный экранный пример специалистки своего дела.
Доктор Мелфи — очень профессиональная и стойкая психотерапевтка. Хотя и не сразу, но она, конечно, догадывается, кем является ее пациент, и о каких страшных вещах он говорит, хотя и по максимуму старается не называть их своими именами.
В какой-то момент она подвергается агрессивным нападкам и домогательствам Тони Сопрано, с которым случился эротический перенос (влечение пациента к психотерапевту — прим.), но ей удается отстоять свои границы и дать отпор опасному клиенту.
Гуру кинодраматургии Роберт Макки посвящает анализу этих отношений значительный кусок в своей книге «Диалоги»:
«.... задумавшись о подоплеке романтических жестов Тони, мы ощутим, что им движет жажда власти. Под личиной Ромео скрывается подсознательное желание обладать. Ему нужно доминировать над тем единственным человеком, который сам обладает над ним властью, то есть над доктором Мелфи. Но Мелфи отвечает ему двойным ударом. Она знает правду о незрелой, социопатической натуре Тони. Перед ее высокими моральными стандартами и смелостью (антагонизм) Тони пасует»
(цитата взята отсюда)
Макки, кстати, также предполагает, что Мелфи идет на риск этих взаимоотношений (в какой-то момент из-за них ее безопасность даже подвергается угрозе — уже не напрямую от Тони, но от людей из криминального сообщества, с которым он связан) из-за латентной склонности к авантюризму. Вероятно, он прав, и в том числе поэтому образ психотерапевтки главы клана Сопрано получился таким глубоким и интересным.
Джина Толл из «Пациентов»
Главный герой в сериале «Пациенты» (оригинальное название американского проекта In Treatment — дословно «в лечении») — психотерапевт-мужчина по имени Пол Вестон (его играет Гэбриел Бирн). Собственно все серии построены на том, что он принимает своих клиентов в кабинете у себя дома (в перерывах между сессиями в этом же доме развивается его семейная жизнь).
И, как и положено всем практикующим психотерапевтам, Вестон посещает супервизию у более опытного специалиста — сильной и темпераментной Джины Толл (Дайенн Уист). При этом он не всегда готов согласиться с ее интерпретациями, они много спорят, особенно когда она пытается намекнуть на его белые пятна и искажения, которые не позволяют более объективно взглянуть на истории некоторых пациентов.
В этих сессиях довольно много человеческого — у Джины и Пола длинная история взаимоотношений, и достаточно эмоций, которые в итоге берут верх — в конце второго сезона Джина закрывает дверь перед своим клиентом, и затем пишет книгу, где изображает его не слишком комплиментарно.
В третьем сезоне герой Гэбриэла Бирна уже посещает новую супервизорку (ее сыграла Эми Райан), но премию «Эмми» в свое время получила именно Дайенн Уист — за роль потрясающей Джины.
Джин Милберн из «Полового воспитания»
Никак не утихнут страсти вокруг сериала «Половое воспитание», и немалый вклад в этот ажиотаж, без сомнения, привнесла великолепная Джиллиан Андерсон, сыгравшая маму главного героя, сексологиню Джин Милберн.
Этот образ еще многограннее, чем первые два. Мы наблюдаем Джин сразу во многих ипостасях — не только специалистки, но и родительницы, и любовницы, подруги и жены.
Осторожно, спойлеры!
Ее отношения с сыном Отисом неидеальны — похоже, она склонна к гиперопеке (но со временем все больше отпускает ребенка). Вступая в партнерские отношения после развода (ее супруг также был психотерапевтом — увы, позволявшим себе связи с клиентками), она долго избегает настоящей близости, и встретив наконец кого-то действительно стоящего, долго оттягивает признание. А когда отношения складываются, способствует их разрушению, о чем потом сожалеет.
По некоторым эпизодам — например, когда доктор Милберн неловко выступает на собрании школы, куда ее пригласили как экспертку по сексуальному образованию — кажется, что ей и вовсе отказывают эмпатия и здравый смысл. Но, конечно, мы от этого не любим героиню Андерсон меньше, а как раз наоборот.
В целом образ Джин Милберн здорово иллюстрирует соображение, что психолог — тоже человек, и это прекрасно.
Фиона Уоллс в «Веб-терапии»
В «Веб-терапии» главная роль наконец-то принадлежит женщине-психотерапевту. В центре повествования эксцентричная экспериментаторша Фиона Уоллс — актриса Лиза Кудроу в своем привычном амплуа.
Фиона считает, что 50-минутные сессии устарели, и предлагает своим пациентам новый продукт — концентрированные трехминутные встречи по скайпу. Одновременно она пытается заставить инвесторов вложиться в технологию экспресс-терапевтического видесервиса.
Стоит ли говорить, что миссис Уоллс — скорее анти-образец специалиста помогающей профессии. Она манипулирует клиентами, режет правду-матку, до которой они не созрели, обесценивает их чувства или просто несет отсебятину.
Смотреть на это не так больно благодаря тому, что в роли несчастных подопечных Уоллс — все звезды Голливуда, от сотоварищей Лизы Кудроу по сериалу «Друзья» до звезды «Безумцев» Джона Хэмма и даже Гвинет Пэлтроу с Билли Кристалом.
Джин Холлуэй в Gypsy
Название сериала Gypsy на русский переводят дословно — «Цыганка», что, кажется, не дает никакого представления о сюжете шоу. Наверное, более близким к сути названием было бы «Махинаторша» или что-то вроде, но это звучит не слишком благозвучно.
В гланой роли этого психологического многосерийного триллера — номинантка на «Оскар» и обладательница прочих кинонаград Наоми Уотс. Она играет психотерапевтку, которая ведет себя по-настоящему опасно, нарушая целый свод правил поведения профессиональных психологов, вмешиваясь в жизни пациентов, чтобы изменить их, и используя информацию, полученную в ходе сеансов, в личных целях.
Честно говоря, один только пилот сериала вызвал у меня, много лет прибегающей к психотерапии, такой всплеск тревоги, что смотреть дальше не захотелось. Любопытно, что и Netflix закрыл этот проект после завершения первого сезона. Интересно, почему?
Больше историй о женских образах и женщинах в кинематографе читайте в телеграм-канале «Путь героини»!