На официальном сайте администрации Президента России на днях был опубликован перечень по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы, цель которой — реформирование миграционных режимов и в целом института гражданства РФ.
Отмечается, что «существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы», а также что невысок «уровень применения информационных технологий при предоставлении государственных услуг и осуществлении государственного контроля в сфере миграции». В связи с этим иностранные граждане, приезжающие в РФ с целью трудоустройства, «часто стремятся обойти существующие сложности в оформлении миграционных статусов уходом «в тень» (нелегальная трудовая миграция) либо путем приобретения статуса временно и постоянно проживающих, а также гражданства Российской Федерации (скрытая временная трудовая миграция)», «не полностью устранены ситуации, когда люди, способные органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества, сталкиваются с неоправданными сложностями в получении гражданства Российской Федерации».
Всё ещё остаётся возможность использовать в качестве пути обхода неразрешений о въезде в РФ получение новых удостоверяющих личность документов в стране исхода.
Согласно обозначенным задачам, выработаны основные направления миграционной политики на 2020–2025 годы:
- создание благоприятных условий переселения в РФ и при желании получения российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими по ментальности и культуре;
- формирование понятных миграционных правил как для тех, кто прибыл на время с целью учёбы или на работу, так и для тех, кто намеревается переехать в Россию на ПМЖ.
Предполагается, что будут усовершенствованы правила оформления статуса постоянного проживания (ВНЖ) и гражданства, создан унифицированный миграционный режим для долгосрочного пребывания.
Вид на жительство
Вид на жительство станет основным миграционным статусом, позволяющим в будущем получить гражданство в общем или упрощенном порядке. РВП (разрешение на временное проживание) как временный статус на этапе к гражданству, выделяемый по квоте, предполагается исключить.
Отмечается, что статус РВП оформляют преимущественно с тем, чтобы избежать необходимости получения разрешительных документов для временной трудовой деятельности, а для тех, кто намерен приобрести гражданство, данный этап оказывается лишней бюрократической ступенью, которая влечёт дополнительные финансовые и временные затраты для мигрантов, повторные обращения в государственные органы с фактически одинаковым комплектом документов.
Гражданство
Предлагается установить три вида порядка приёма в гражданство Российской Федерации: общий, упрощенный и особый.
Общий порядок — приём в гражданство на общих условиях, который применяется «по умолчанию» ко всем иностранным гражданам и лицам без гражданства, не имеющим оснований быть принятыми в рамках упрощенного или особого порядка.
Общий порядок предусматривает выполнение претендентом набора определенных традиционных и доказавших свою важность условий: знание русского языка, срок постоянного проживания на территории Российской Федерации, обязательство соблюдать российское законодательство и др. Дополнительно предлагается введение комиссионного порядка оценки претендентов на получение гражданства Российской Федерации на уровне субъекта Российской Федерации.
Решения принимают МВД России и его территориальные органы.
Упрощенный порядок применяется к лицам, в отношении которых снимаются некоторые требования, предусмотренные для общего порядка, в силу происхождения этих лиц из стран, близких нам в социокультурном отношении, наличия позитивных социальных связей в Российской Федерации, уязвимого положения и др.
Решения принимают МВД России и его территориальные органы, МИД России, а также дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Условия приема в гражданство в рамках общего и упрощенного порядка предполагают знание русского языка и отсутствие социально-конфликтных ситуаций в период определенного периода проживания на территории Российской Федерации (важный признак способности к беспроблемной интеграции в общество).
Упрощенного предоставления гражданства Российской Федерации исключительно по «экономическим» критериям (квалификация, инвестиции и т. п.) не предполагается. Такие лица получат возможность длительного нахождения в Российской Федерации в рамках миграционного статуса «долгосрочное пребывание» или «постоянное проживание». Особо ценные для Российской Федерации иностранные граждане могут быть приняты в российское гражданство в особом порядке.
Особый порядок будет охватывать отдельные категории лиц, решение по которым требует оценки неочевидных фактов и в связи с этим – комиссионного рассмотрения, особых процедур и высокого уровня принятия решения.
Решение принимает Президент Российской Федерации. Материалы, проекты решений готовятся Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
Унифицированный миграционный режим для долгосрочного пребывания
Режим долгосрочного пребывания – единый миграционный режим для долгосрочного пребывания (более 90 дней в году) с любыми законными целями, включая работу и получение образования, без оформления вида на жительство и приобретения гражданства Российской Федерации. Данный режим применим ко всем иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, включая граждан государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением граждан Белоруссии.
Обязательными условиями для получения иностранным гражданином права на длительное пребывание в Российской Федерации будут являться:
а) наличие подтвержденного аккаунта в государственной информационной системе, регистрация в которой будет требовать предоставления биометрических персональных данных;
б) отсутствие опасных инфекционных заболеваний;
в) получение единого документа с электронным носителем информации.