Есть такое распространенное мнение, будто на Руси эпидемия чумы не получила такого разрушительного распространения как в Европе именно потому, что в России все и всегда мылись в банях.
Очередной комментарий мне написали на эту тему:
"Вот интересно: кто-нибудь обращал внимание, что в учебниках истории писали про эпидемии чумы, но - только в Европе? На Руси об этой напасти знать не знали, а почему?! Потому что еженедельно мылись, и не выливали нечистоты себе под нос. Духи изобрели не от любви к прекрасному, а чтобы перебивать неприятный запах немытого тела. Высокородные дамы во времена Леонардо да Винчи специальными палочками чесали в высоких причёсках- гоняли вшей. И это всё заносчивая Европа. Есть чем восхищаться и завидовать?! Наши русские предки были значительно чистоплотнее и целомудреннее иноземцев".
Вроде как на первый взгляд звучит логично, но только на первый. Потому что одно только мытье само по себе от чумы не спасет. Если чумной больной оказался в вашем городе или деревне, вы хоть мойтесь-перемойтесь, а при контакте с заразой вы с большой долей вероятности тоже заразитесь.
Но написать тут я хотела не об этом. На самом деле мысль, что средневековая Европа была грязной и не мылась — тоже преувеличение.
В средневековой Европе общественные бани были очень широко распространены (назывались они этювами). А помимо общественных бань были и ванны домашние. Конечно, не у бедняков, но ванны были у любого обеспеченного дома — подразумевается средневековый «средний класс», зажиточные ремесленники или богатые крестьяне-землевладельцы, обслуживающие продуктовые рынки крупных городов.
В Европе активно использовалось и мыло.
"Как раз на времена расцвета этювов приходится пик средневекового мыловарения... Марсельское мыло появилось в X–XI веках («Британская энциклопедия» дает более поздние даты — около 1200 года) и было товаром для высших классов общества.
Простецы пользовались более грубым вариантом, который мог вываривать любой крестьянин — так называемое черное или зольное мыло. Ингредиенты зольного мыла были доступны каждому: вода, древесная зола и топленый животный или китовый жир".
Однако во второй половине XV века культура общественных этювов во Франции начала угасать...
Эпоха Возрождения оказалась куда более неумытой, чем Высокое Средневековье (период европейской истории, охватывающий приблизительно XI—XIV века).
Из летописей и дневниковых записей постепенно исчезают упоминания об этювах, а в 1526 году Эразм Роттердамский с явным сожалением замечает: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них».
И вот это уже очень даже логично. Общественная баня подразумевает скопление людей в небольшом пространстве. И если там окажется больной - все присутствующие оказываются под угрозой. Потому именно во время эпидемии чумы общественных бань люди должны были избегать.
Что касается России: у нас особый случай. В том плане, что бани все-таки были у многих - частными, и потому в них от постороннего было заразиться сложнее.
Опять же в России между деревнями и городами зачастую были огромные расстояния, и в большей части страны не было дорог в принципе, а разве что какие-нибудь тропы, по которым до ближайшего населенного пункта даже на лошади добираться будешь не один день. Поэтому эпидемии было сложнее распространяться, по сравнению со скученной Европой.
И все-таки, почему чума по больше части обходила Россию (хотя, не всегда и обходила), оказывается, до сих пор не вполне ясно. Даже взять эпидемию 14 века, коснувшуюся почти всего мира — и Европы, и Индии, и Монголии, и Китая, и множества других стран:
"Удивительное дело, но чума не стала распространяться на север, в сторону русских княжеств. Какой фактор здесь сыграл, сложно сказать — между Русью, находившейся в лесистом регионе, и Золотой Ордой располагались пространства Дикого поля, сиречь приволжских и донских степей. Возможно, что в 1346 году, когда чума опустошила Сарай-аль-Джидид, контакты между Ордой и их русскими данниками сошли на нет и ни единый носитель Черной смерти так и не попал на север? В любом случае распространение мора остановилось на границах Дикого поля, и чума выбрала юго-западную дорогу".
Так что это все тонкая материя и утверждение, что от чумы Россию спасали именно бани — не вполне верное. Даже наоборот бани в определенных условиях могли быть опасны.
Источник информации: "Прогулки по средневековью", автор - Андрей Мартьянов, при участии Станислава Литвинова.