* * *
Подъём танкера
Паровой танкер „Лизетта” затонул в одном из английских портов вследствие взрыва паров авиационного бензина. На танкере был пожар. Корпус судна погрузился в воду, имея крен в 45°. При отливе корпус показывался из воды, но затем он всё более погружался в мягкий ил, которым наполнялся через пробоины на обшивке.
Ближайший док находился в 40 милях от места гибели. Поэтому работы по подготовке судна к подъёму и буксировка его в море были затруднительны. Вследствие неровности дна в месте затопления судна корпус его при каждом отливе получал большие напряжения, так как был подпёрт грунтом посредине. По этой причине образовался разрыв в верхних листах, и носовая часть танкера начала отламываться.
Для подъёма танкера использовали сорокагаллонные нефтяные бочки. Так как были опасения, что по всплытии судна оно может переломиться на первой волне, то для повышения предельной прочности уложили длинные и высокие двойные балки, укреплённые на вспомогательном листе, приваренном к оставшейся узкой полосе палубы с каждого борта. Кроме того, применялись связи из толстого троса между балками обоих бортов.
Несмотря на появление дополнительных трещин в обшивке и частичные разрушения заклёпочных швов при качке во время буксировки, танкер был доставлен и сухой док и восстановлен.
* * *
Стоимость судов заграничной постройки
Вполне понятно, что помимо конъюнктуры мирового фрахтового рынка, определённо влияющей на среднюю стоимость судов, последняя зависит от типа и размеров судна, назначения, скорости и т. п. Для определения средней стоимости нового судна журнал «Fairplay» на протяжении многих лет приводит стоимость грузового однопалубного судна 7500 тонн дедвейта, с паровой машиной тройного расширения и обычными шотландскими котлами с угольным отоплением. Такие суда широко распространены в Англии; они чаще всего работали на более выгодных в данный момент линиях. Поэтому они носили название „Трамп” (бродяга). Стоимость таких судов, как и большинства грузовых судов на мировом рынке, обычно определялась в английских фунтах за 1 т дедвейта.
В журнале «Fairplay» приводятся данные о стоимости судов 7500 т дедвейта начиная с 1900 года, причём цены указаны поквартально. Приведём только некоторые наиболее характерные цены на 31 декабря каждого года.
Как видно из приведённых данных, цены последних лет (1940—1943 гг.) весьма близко подходят к ценам 1916—1918 гг., причем цены за последние два года почти стабилизировались, что объясняется государственным контролем установленным над судостроительной промышленностью, и регулированием цен государством!
Приведём стоимость судов, строящихся н верфях США, Канады, Англии и Швеции по данным журнала «The Motor Ship», май 1944 г.
Как видно из таблицы, наиболее подходящим типом для сравнения со стоимостью судна 7500 т являются суда типа «Либерти». Стоимость этих судов около 45 англ. фунтов за 1 тонну дедвейта. Цены канадских верфей несколько ниже чем верфей США, но все же значительно выше цен английских верфей.
* * *
Наливной флот после войны
С момента начала второй мировой войны др конца 194З года на верфях США общий дедвейт построенных наливных судов доставляет 5075000 тонн, или около 3500000 брутто рег. тонн.
Сравнивая довоенный тоннаж наливного флота всего мира (исключая танкеры менее 1000 брутто рег. т) с существующим, можно видеть как распределяется тоннаж по странам.
Следует учесть, что новые американские танкеры имеют скорость хода 16 узлов, тогда как до войны средняя скорость американских танкеров была около 10 узлов, благодаря чему наливной флот США может перевезти, почти в 11,5 раза больше нефтегрузов, так как США по сравнению с довоенным временем имеет как бы дополнительно еще 1250000 брутто рег. тонн.
* * *
Меры против подтопляемости танкеров
Английское правительство одобрило применяемую на многих английских танкерах систему предупреждения подтопляемости танкеров при торпедировании.
Она состоит в основном из двух компрессорных установок (в носу и корме) и воздушных проводов в каждом из танков.
При торпедировании танкера компрессоры пускаются в ход, и поступающий в поврежденные танки сжатый воздух выдавливает воду, поддерживая этим плавучесть судна до прихода в порт.
Сжатый компрессорами воздух используется также для пожарных насосов при повреждении котельных установок и машин.
В одном случае большой танкер, торпедированный в Атлантическом океане, применил сжатый воздух для работы рулевой машины в течение двенадцатисуточного перехода.