В знаменитой молодёжной драме 1970-х «Розыгрыш» (1976), помимо очаровательных песенок и чарующей брежневской эпохи благорастворения, намечен весьма жёсткий конфликт отцов и детей, при том, что явно выражен он всего в одной паре: отец и сын Комаровские.
Напомню, что Олег Комаровский — ешё и антипод положительного глав-героя Игоря Грушко, на котором и сосредоточено почти всё внимание зрителя. Тогда как основная сцена кинокартины — это диалог папы и сына Комаровских. Я бы сказала, что это — столкновение двух цивилизационных стратегий, обе из которых — ущербны.
Перед нами дискуссия-перевёртыш, где отец — романтик и немного разгильдяй, тогда как сын — жёсткий и неумолимый прагматик. Отцу важен процесс бытия, а сыну — достижение цели. Взрослый и уже стареющий человек чувствует весенние ветры.
Молодому же интересно только лидерство и доминирование. У Комаровского-старшего горят глаза, у младшего — глазки-щёлочки. У парня вообще - «тухлое» лицо. И такие же несвежие мысли. Он состарился до срока. Но так ли уж хорош восторженный отец?
Комаровский-папа воплощает вечного мальчика эпохи Оттепели — если мысленно отмотать назад последние 20 лет его жизни, то мы спокойно можем смоделировать популярный в 1950-1960-х типаж — походник-болтун, физик-лирик, талант, бессребреник.
В одной из сыновних фраз звучит укор насчёт некоего босса, который когда-то списывал у отца все работы. Этот вариант «гениального лузера» постоянно прослеживался в советских драмах, вроде «Полётов во сне и наяву». Впрочем, их мы наблюдали и в жизни.
Отец моей подруги юности — физик-неудачник — лупил своих чад, изрядно упившись. Комаровскому-младшему повезло — его отец бодр и весел, играет на трубе и, кажется, не врубается в ту горькую правду, которую доносит до него сынок. Точнее — здесь две правды.
У папы — своя. У сына — другая. Олег, судя по всему, болезненно воспринимает скромное положение своей семьи и скудость обстановки. Если приглядеться, мебель в кадре — 1960-х годов, а не модная в ту пору «стенка», и не актуально-дорогостоящий антиквариат.
Олег Комаровский — юный подонок, и очень правильно Грушко избил его, но у Олега есть своя позиция и он готов пробивать свою дорогу самостоятельно. Но ему, в отличие от папы, всегда будет скучно и обидно. Олегу можно дать златые горы и посулить ещё столько же, он всё равно будет недоволен.
Его с детства не напитали счастьем и приятием. Кто виноват? А тот же прекрасный папа — он оказался жалким в глазах подрастающего сына. Там, правда, есть ещё мама, которой всё это не нравится, но отец для мальчика — это центр вселенной.
Zina Korzina (c)