Найти тему
Электромобилист.ка

Самая важная часть электрокара

Оглавление

Устройство высоковольтной батареи и особенности её работы в электромобилях - обширная и глубокая тема. Чтобы разобраться во всех тонкостях, я решила начать с разбора батареи на части и экскурса в элементарные вещи электрики.

Из чего состоит ВВБ?

Внутри герметичного корпуса расположено 3 блока модулей, всего 48 штук в 24 кВт батарее. Все они скреплены между собой, на некоторых могут быть пластины обогрева, которые питаются от самой батареи. Все блоки соединены высоковольтным кабелем в общую цепь. Батарея крепится ко дну авто и занимает место под сидениями.

-2

Внутри корпуса расположен блок управления батареей LBC (Li-lion Battery Controller) - он собирает информацию о работе батареи и обменивается данными с контроллером авто - блоком VCM (внутри авто, не внутри батареи). Данные передаются по специальной кан-шине.

-3

Кроме самих модулей батареи и управляющего блока внутри корпуса есть:

  • датчики температуры (battery temperature sensor)
  • реле управления подогревом (heater relay unit)
  • нагревательные пластины (li-ion battery heater)
  • блок с контактерами (battery junction box)
  • датчик тока (battery current sensor)
  • высоковольтный сервисный разъем, который подключает высоковольтное напряжение
  • два вида проводки - высоковольтная оранжевая и сигнальная черная
-4

На самом корпусе расположено три разъема:

  1. посередине - подключение силовой установки
  2. подключение климат-контроля (оранжевая, прямоугольная)
  3. управляющая шина (черная)
-5

На крышке расположены воздушные клапаны для сброса избыточного давления газа и напряжения батарей. Крышки корпуса соединены между собой 16 болтами - 10 по периметру и 6 в середине, где стоит управляющий блок. Между собой крышки спаены клеем-герметиком, иначе любой мусор или вода могут повредить батарею.

-6

Ёмкость батареи, количество энергии и прочие физические штуки

Емкость любого аккумулятора измеряется в ампер-часах. Чтобы получить емкость нужно силу тока умножить на время. Высоковольтная батарея Nissan Leaf содержит в себе некоторое количество энергии. Количество энергии измеряют в кВт*ч. Рассчитывается как ёмкость аккумулятора, умноженная на рабочее напряжение.

Ёмкость новой 24кВт батареи около 66 ампер*часов. Если умножить ёмкость на рабочее напряжение 360 вольт, то получим количество энергии = 24кВт*ч.

Один модуль батареи (или одна ячейка) содержит в себе 4 пластины. Соединенные попарно они представляют собой базовую единицу питания напряжением 3,2-4,2 вольта. Складывая все напряжения мы получим рабочее напряжение батареи - 320-410 вольт. Текущий рабочий диапазон батареи зависит от уровня заряда - чем он ниже, тем ниже рабочее напряжение.

Для подключения каждого модуля батареи есть 3 клеммы для подключения. Клемма на плюс, на минус и третья - для балансировки. Необходима для того, чтобы электрокар мог равномерно заряжать и разряжать каждый элемент батареи.

Перезаряд батареи или глубокий разряд вызывают повышение температуры самой батареи.

Если приводить батарею к глубокому разряду - то до определенного момента идёт активное повышение температуры, но потом, когда батарея совсем разрядится, процесс прекращается.

Если батарея будет постоянно заряжаться, то будет подниматься её температура. После 60 С приходит критическая точка и батарея начинает раздуваться, наружу выходит газ, который имеет вкус жженого шоколада.

-7

Но в реальности довести до такого состояния модули нельзя. Блок управления следит за уровнем напряжения и своевременно прекращает зарядку. Также поможет датчик температуры батареи, он покажет, когда батарее слишком жарко.

Итоги:

Здоровая батарея:

✔️никогда не вскрывалась руками интересующихся автомобилистов, либо была обратно герметичной закрыта по всем правилам.

✔️меет обозначенный уровень ёмкости от 85%. В программе Leaf Spy можно проверить параметр State Of Health или SOH, он должен быть в диапазоне 85-95%.

-8

На приборной панели должно отображаться 12 делений.

-9

P.S. У нас есть Leaf, у которого SOH = 65%. При этом батарея работает прекрасно, машина проезжат при температуре 0 С до 80 км стабильно. Здоровье батареи сильно зависит от владельцев и характера использования. Показатели SOH от 85% и выше - это наилучший вариант, но это не значит, что батарея с 65% рабочей ёмкости плохая. Для проверки работоспособности нужно проводить диагностику.