Найти тему
Синхронизация

Как мозг понимает искусство

Оглавление

Искусство обращается к чувствам: заставляет нас сопереживать, радоваться, плакать. За чувства отвечает мозг, точнее — его реакция на спектакль, картину или танец. Сегодня узнаем, что нейробиология говорит о восприятии прекрасного.

А подробнее о мозге поговорим на лекциях профессора МГУ Вячеслава Дубынина.

Искусство и потребности

Мозг следит, чтобы мы не забывали о своих потребностях — в еде, безопасности или продолжении рода. И посылает нам положительные сигналы, когда мы смотрим на «правильные» картинки. Кормящая мать нравится нам, потому что удовлетворяет потребность в материнстве, и эротика в искусстве тоже популярна не без причины.

-2

Искусство и сенсорные системы

Восприятие искусства тесно связано с устройством зрения. Проявляется это по-разному. Например, учёные доказали, что в изображении мы в первую очередь распознаём прямые линии. Они привлекают внимание, их хочется рассматривать — поэтому можно провести так много времени перед работой кубиста. Эти процессы происходят в первичной зрительной коре, а во вторичной распознаются более сложные образы, например, лица. Лицо — первое, что бросится в глаза в фигуративном изображении.

-3

Искусство и система зеркальных нейронов

Зеркальные нейроны помогают повторять: из-за них мы зеваем, когда зевает сосед. Они же отвечают за сопереживание: мы плачем вместе с героями фильма, радуемся победе любимой команды, то есть примеряем чужие реакции и достижения на себя. Зеркальные нейроны особенно чутко реагируют на движение, поэтому мы получаем такое удовольствие от красивого па в балете или сложного танцевального пируэта.

-4

Искусство и любопытство к новизне

Мы радуемся, когда узнаём новое — так мозг стимулирует нас к развитию. Поэтому и в искусстве нам нравится всё непривычное, и нас скорее впечатлит необычный перформанс с койотом, чем очередная картина. А ещё мозг независимо от сознания пытается предсказать финал разных жизненных ситуаций. И, в случае с искусством, радуется, когда финал неожиданный. Поэтому резкий поворот сюжета в пьесе или необычно законченная строфа стихотворения радуют нас на подсознательном уровне.

Лекции о мозге в «Синхронизации»

Чтобы лучше узнать, как устроен мозг, приходите на лекции Вячеслава Дубынина. Мы поговорим о нейромедиаторах, формировании зависимостей и особенностях химии мозга.