«Она заходит в зал, я надеваю туфли, разогреваюсь, а она начинает снимать перчатки, она и летом и зимой носила перчатки, у нее их очень много было. И я смотрю, как она их снимает. Магия движения у этого человека была, она отделяла ее от других. Это было такое неспешное, тихое пребывание, но стальное. Ледяной взгляд, который проходил сквозь тебя и что-то поворачивал, если ей что-то не нравилось».
–––
«Первое, где мы с ней столкнулись, связанное с актерством, – это была работа над балетом «Сильфида». Ее первый вопрос мне по «Сильфиде»: «Коля, а почему в комнате спят несколько человек, а Сильфиду видит только Джеймс?», мне было тогда двадцать с чем-то лет, я ей говорю: «Ну, потому что она идеал его красоты…», а она: «Да нет, потому что он не такой как все. Вот это ключ вашей роли – вы не такой как вся деревня».
–––
«Очень интересно она рассказывала: в «Ромео и Джульетте» есть такой момент, когда заканчивается первая сцена, ее няня подталкивает к зеркалу. И Джульетта первый раз видит свою грудь. Галина Сергеевна трогает ее руками, потом смотрит на нее и поднимает глаза. И вот она мне говорила, что когда у них был выпускной вечер, они всю ночь гуляли, были белые ночи в Петербурге, они поехали на Каменный остров, и когда солнце встало, началось зарево, она говорит: «Я поняла, что вот с этим солнцем у меня началась новая жизнь. И каждый раз, когда я поднимала глаза (в этом балете), я вспоминала ощущение этого солнца – новой жизни». Все изменилось, девочка стала девушкой».
«Есть такая удивительная категория людей, они видны издалека. Мы идем с ней по коридору, и какой-то человек, не знающий, кто это ему идет навстречу, говорит: «Простите, вы не знаете, как пройти к кабинету...». Галина Сергеевна не стала бы никогда объяснять, она бы этого человека взяла за руку и довела до этого кабинета. И меня это всегда так поражало».
–––
«Очень был интересный рассказ моего педагога-репетитора в Большом театре – Николая Фадеечева, который был последним партнером Галины Сергеевны в ее биографии в Большом театре. Он говорил, что она никогда не меняла порядок, у нее не было импровизации вообще, она не понимала, что такое импровизация. Он говорил, что с ней было с какой-то стороны безумно скучно, потому что ты точно знал, в какой момент она поднимет голову, когда она откроет глаза, когда она посмотрит и так далее. И он отмечал еще одну вещь: чем старше она становилась, а она танцевала много лет и танцевала роли очень молодых девушек, – тем быстрее она танцевала. Чтобы никто не заметил, что она не юная, не очень подвижная, чтобы ее возраст в этой быстроте не был заметен. И он не поспевал за ней и задыхался, с такой скоростью она двигалась».
–––
«Мне очень часто говорили: «Что ты эту старуху все время зовешь, ну чему она может тебя научить?». А она, например, объясняя сцену убийства в «Ромео и Джульетте», говорила: «Коленька, ну представьте, в вас входит сталь, вы сначала сгибаетесь, и только когда сталь вынимают – вас отбрасывает». Вы понимаете? Вот такие детали кроме Улановой никто даже не произносил, а у нее это было все естественно. Она меня научила думать об этом».
«Мы пришли к руководителю балета, я просто стою тихо сзади, потому что у меня тогда не было права голоса еще. Она говорит, что она решила, что Коле лучше выступать под рояль. И ей руководитель начинает объяснять, почему нельзя вывезти рояль на сцену. Это происходит долго, она сопереживает этому, она вошла в ситуацию, она ему очень сочувствовала, что рояль невозможно вывезти на сцену. И когда он закончил свою тираду, она сказала: «Я поняла. Рояль будет стоять на сцене». И рояль стоял на сцене. И когда мы вышли, она сказала: «Запомни – мы служим только искусству».
Про Галину Уланову на протяжении всей её жизни говорили исключительно в превосходной форме – великая, неподражаемая, гениальная. И не было ни одного человека, кто бы усомнился в её уникальности. Она родилась при Николае II, ушла из жизни при Ельцине, и при этом всю жизнь была придворной балериной – её принимали и привечали при любой власти. И кажется, вся её жизнь была на виду. Однако… Мы знаем лишь ту правду, какую Галина Сергеевна хотела, чтобы мы знали...
Посмотрите документальный фильм «Галина Уланова. Земная жизнь богини»: