В прошлом году несколько стран в мире сделали публичные заявления о том, что они начали разработку истребителя 6 поколения: «F/A-XX» (Boeing, США), «Т-60» Россия и «Team Tempest» (ЕС). Странно, а ведь даже еще не все страны имеют на вооружении истребителями 5 поколения. Так что же мы знаем об истребителях 5 поколения? Ну, во-первых, на сегодняшний день в мире имеется пока только 4 самолета, заявленных, как истребители 5 поколения: F-22 и F-35 (США), СУ-57 (Россия) и J-20 (Китай). Во вторых, истребители 5 поколения должны соответствовать следующим основным критериям (основополагающим этих критериев стал американский F-22): 1. минимальная заметность истребителя в радиолокационном диапазоне волн и в инфракрасном диапазоне (ЭПР). 2. многофункциональность, в виде возможности вести поражение воздушных, наземных и надводных целей. 3. возможность полета истребителя на сверхзвуковой скорости без включения форсажа. 4. сверхманевренность. 5. истребитель должен иметь круговую информационную систему. 6. бортовая РЛС с АФАР. И как вы догадались, первый истребитель 5 поколения, F-22, как раз и соответствует всем вышеперечисленным требованиям. Так же, заметьте, что американцы никогда и никому F-22 не продавали (ни то, что F-35. Почему? Порассуждаем ниже). Давайте теперь оценим остальные истребители. Начнем с китайского J-20. У него отсутствуют сразу 2 критерия 5 поколения: сверхманевренность и возможность полета истребителя на сверхзвуковой скорости без включения форсажа. Дело в том, что на сегодняшний день на J-20 установлены российские АЛ-31ФН (и это даже не АЛ-41ФН). Может быть китайские двигатели (WS-10 и WS-15) и обеспечат J-20 сверхманевренность и возможность полета истребителя на сверхзвуковой скорости без включения форсажа, но это будет только в будущем. Российский СУ-57: похоже, ЭПР самолета намного хуже, чем у F-22, да и без «изделия 30» он не может лететь на сверхзвуковой скорости без включенного форсажа. Теперь о «хваленом» F-35. Так вот, в принципе, он разрабатывался как стандартный стелс-истребитель для замены F-16. Да, он обладает низким ЭПР. Ну а остальное? У F-35 нет ни сверхманевренности, ни возможности полета истребителя на сверхзвуковой скорости без включения форсажа. Проще говоря, рабочая лошадка. Поэтому, американцы и продают, под видом истребителя 5 поколения, свои F-35 практически всем, кто ни пожелает, даже той же Польше. Один из польских экспертов (Я. Райхель) открыто заявляет, что не видит принципиальной разницы между F-35 и F-16, разве только, что огромной ценой. Так что истребители 6 поколения мы увидим еще не скоро.
Статья вас заинтересовала?
Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.