Найти тему
Симфомир Symfomir

"Роскосмос" Рогозина: контуры перемен

Оглавление

В мае 2018 года вице-премьер Дмитрий Рогозин покинул правительство и указом президента был назначен гендиректором «Роскосмоса».

Новый глава отрасли взялся за дело рьяно и бескомпромиссно, с огромным желанием утвердить кардинальные изменения к лучшему.

-2

Появились убедительные инициативы по выполнению федеральной космической программы-минимум до 2025 г (Рогозин из тех, кто умеет убеждать правящие круги, сам являясь их доверенным представителем).

Выполнив эту программу, Россия имеет все шансы вновь заявить о себе как о великой космической державе.

Ведь если развернуть все пункты, то в них, помимо укомплектования российскими спутниками околоземной орбиты, открытым текстом предусмотрены и «объекты на траекториях полета к Луне и Марсу».

-3

Радикальный престиж космонавтики

Итак, благодаря приходу твердого оптимиста Рогозина, нарастающее безвременье внутри отрасли, похоже, удается сдержать. А какие, собственно, у нас там были проблемы?

-4

Завершить пафосный долгострой, именуемый космодромом «Восточный»? – так это дело ближайших лет. Заплатить неподъемные долги Центра Хруничева (ведущее ракетное предприятие отрасли) – уже есть поэтапный план его финоздоровления.

-5

Новая линейка тяжелых ракет? – она у нас тоже, в общем-то, имеется в основных чертах. Отечественная лунная программа? – мы реально можем и должны обойтись без американцев…

-6

У Рогозина, похоже, сложился феноменальный арсенал лидерских качеств, который выглядит порой даже несколько сверхъестественным.

И все же Рогозин – не прожектер. Обнадеживает уже то, что он исходит из реалий, которые видны всем. Ведь не секрет, какой мудреный клубок проблем «накрутила» себе российская космическая отрасль. И теперь гораздо интересней посмотреть на того, кто намеревается этот клубок полностью распутать.

-7

«Все дело – в дурной организации дела»

В 2016 году с трибуны вице-премьера от Рогозина слышали: «Мы сегодня по космосу отстаем от американцев в девять раз. Все наши амбициозные проекты говорят о том, что производительности не хватает».

Действительно, многие заводы были загружены в лучшем случае на одну треть. Плюс отсутствие нормальной координации между ними. Именно раздрай на российском рынке пусковых услуг привел к очень уязвимой позиции России на мировой арене.

«Наши западопоклонники могут сколь угодно «облизывать» Маска, но он здесь не при чем… Мы сами виноваты».

-8

На каверзный вопрос об идее дальнейшего дележа «Роскосмоса» (двигатели, приборы, ракеты), Рогозин не теряется:

- Я не поделю, а соберу отрасль. Госкорпорация – это материнская компания, состоящая из тематических департаментов. Они отвечают за несколько разных программ (Федеральную космическую, госпрограмму вооружений, программу развития орбитальных группировок и т.д.)

-9

Первым «в ядро» становится холдинг ракетных двигателей на базе НПО «Энергомаш». Почему у нас тормозится двигательное производство? Ракетостроители исторически растасованы под разных хозяев. Например, пермский «Протон» был филиалом убыточного Центра Хруничева. А самарский «Прогресс» покупал двигатели на ОАО «Кузнецов», который и вовсе входит в другую госкорпорацию – «Ростех».

-10

Получалось, что двигателестроением у нас занимались далекие друг от друга структуры. Везде разная культура производства, разные стандарты качества. Говорить о единой технической политике вообще не приходилось.

А Рогозин решает провести интеграцию предприятий по их продуктовому профилю, а не по принципу «кто раньше встал, того и тапки». Сейчас «Энергомаш», имеющий прекрасный опыт работы с иноклиентами, вводит единый стандарт контроля качества на всех других фирмах двигателестроения. Теперь их переподчиняют и переводят в создаваемый холдинг.

-11

Та же картина складывается со спутниками (полезной нагрузкой). Сейчас в России девять фирм подобного профиля. И только несколько из них в составе «Роскосмоса». А нужен маститый универсальный конгломерат, способный мгновенно реагировать на динамику рынка и при этом четко выполнять оборонные заказы.

Так что лучше разрабатывать спутниковые аппараты на единой технической базе, чтобы не распылять научный и конструкторский потенциал.

Мы - не американцы. Мы - другие.

Нам постоянно приводят в пример успешную коммерческую динамику компании SpaсeX. Мол, беда России в отсутствии сильных «космических» частников. Если в США уже вовсю строятся ракеты частными компаниями, у нас только фирма "C7" занялась этой проблемой, но еще только купила стартовую платформу.

-12

«Такое сравнение – чистая глупость, - утверждает Рогозин, - ведь во многом SpaсeX это дело НАСА. Это мощный интересный проект, который должен подстегивать других государственных поставщиков американской космической продукции, таких как, например, Lockheed Martin или Boeing».

-13

Основу инженерных кадров SpaсeX составляют люди, которые перешли из НАСА, причем без конфликта, а именно были делегированы. И работают они на проверенных технических решениях.

А статус частной компании позволяет уйти от необходимости долгих согласований. И руководство НАСА не скрывает, что у Маска железная военная дисциплина и четкая иерархия принятия решений.

-14

И конечно, за Маском стоит государство. Все военные контракты, которые он получает по линии Пентагона, стоят в два раза дороже, чем то, что он предлагает на рынке, то есть на рынок он выходит по себестоимости, а иногда даже ниже.

Понятно, для чего – чтобы убить европейских и российских конкурентов. А от Пентагона он получает очень маржинальные проекты. У нас такой ситуации нет. От Минобороны «Роскосмос» получает 3–4% маржи по контрактам. Так что опираться такие источники финансирования как у них нам не приходится...

Санкции как удар по электронике

Если разбираться далее – то в условиях санкций российский космос резко ограничили в закупке важных электронных компонентов. А пытаясь развиться самостоятельно, все равно все сделать самим невозможно.

Ни одна страна в мире полностью не производит элементы микроэлектроники, даже США. И вряд ли американцы продолжили бы самостоятельно такой высокотехнологичный проект, как "Венера-Д", если бы их обрезали в аппаратной базе. А вот мы будем продолжать.

-15

Поэтому нужна оптимизация конструкторских задумок - некие универсальные решения, максимально задействующие отечественные разработки. Чтобы покупать наименее значимые детали.

Так что государственные холдинги – это еще и вынужденная противосанкционная мера.

Рогозин начал с создания советов главных конструкторов различных предприятий, а сейчас переходит к консолидации очагов разрозненной промышленности в интегрированную структуру.

-16

Сегодня, к ужасу тех же американцев, одно слияние «Роскосмоса» с «Алмаз-Антеем», полностью находящимся под жесткими санкциями, «не только юридически, но и политически» меняет текущую ситуацию. «Я не знаю, как НАСА сможет обойти это», - заявила эксперт ООН по космосу Тереза ​​Хитченс.

-17

Долги – дело наживное

Рогозина упрекают в излишнем оптимизме по поводу колоссальных долгов, накопившихся у ключевых предприятий «Роскосмоса». Один только ракетный центр имени Хруничева ушел в 111 млрд невыплат. Его подпирает РКК «Энергия»и другие столпы космической индустрии с общей долговой нагрузкой более 200 млрд.

-18

Казалось бы, выправить положение совершенно нереально, и помочь сможет разве что экономическое чудо. Но именно оно-то и подвластно в нынешних условиях главе «Роскосмоса». Как? По Центру Хруничева сформирован план закупок продукции этого завода на 10 лет вперед. Причем совместно с Минобороны. Плюс выделение средств правительством на погашение долгов.

Кредиторы Рогозину поверили. Банки тоже. По этому плану уже на рубеже 2022–2023 годов Центр Хруничева выходит сначала в ноль, а потом будет приносить прибыль. Стоит ли сомневаться, что с долгами других предприятий будет также?

-19

Но почему банки оказались сговорчивыми? Потому что реальные мощности Центра Хруничева обеспечивают создание в оговоренное десятилетие гарантированных 72 ракет, в основным тяжелых – «Протона-М», которого сменит более экологичная «Ангара А5». А это более чем реальная экономическая отдача.

Когда «Орел» расправит крылья

Космические агенства сразу нескольких стран, увлеченные энтузиазмом НАСА, занялись собственными проектами космических кораблей. Наш «Орел» (бывшая «Федерация») – один из лучших новых пилотируемых аппаратов.

-20

Из-за долгов РКК «Энергия», разработавшей этот корабль, внедрение его к приходу Рогозина полностью зашло в тупик. Как будет продвигаться дело? За счет ужесточения дисциплины исполнения контрактов.

Это исправление ошибок прежнего руководства по российским аппаратам в интересах инозаказчиков. РКК получит деньги за выполненные работы – это должно покрыть убытки.

-21

Помимо самого пилотируемого модуля, будут завершены работы по научно-энергетическому модулю и многофункциональному лабораторному сегменту. А стыковочный агрегат достанется в наследство от "Союза" (это когда лучшее - враг хорошего). Под него будут подстраиваться и американцы.

Планируется, что летные испытания «Орла» начнутся на рубеже 2023 года. Потом этот корабль «пересядет» на ракету сверхтяжелого класса и будет работать в дальнем космосе (Луна – Марс).

-22

Новая ракета «Союз-5» «Иртыш» на которой «Орел» полетит вначале, будет запущена в 2022 году. В Казахстан направлена «дорожная карта» синхронизации работ по стартовому столу на Байконуре. Именно с этой ракетой Рогозин связывает продолжение пилотируемой программы.

-23

«У меня нет сомнений, что мы в графике, - заявляет Рогозин, - нам крайне важно вовремя перейти на тяжелую «Ангару А5М». Тогда Россия снова сможет претендовать на лидерские позиции в гражданском космосе».

-24
Выше всего клуб СИМФОМИР ценит этику и человечность интернет-познания. Мы рады тем, кто разделяет такие наши взгляды.
Спасибо всем, кто думает по-доброму. Ведь интерес к сенсациям и спорные размышления - не основания, чтобы не быть друзьями.
C пожеланием неизменной удачи - Ваш СИМФОМИР Symfomir.