Рассказ из моего Живого журнала от 2009 года.
История:
История калмыков как народа тянется уже более восьмисот лет и четыреста из них в составе Российской Империи — СССР — РФ. Случалось всякое. В 1771 году две трети этноса откочевали в Джунгарию (на свою прародину) и сильно сократили численность калмыков — подданных России. Государство (в лице императрицы Екатерины II) стала подозревать их в двурушничестве.
Но несмотря на давнишнее существование калмыков в пределах России Элиста город совсем молодой. Ну не было у кочевников нужды в постоянных поселениях! Была лишь ханская ставка (которая тоже не всегда находилась на одном определенном месте), да буддистские монастыри-дацаны (деревянные).
Только в 1853 году у реки (больше похожей на ручей) Элисты возник поселок лесной плантации для озеленения степи. Самим калмыкам больше нравились ключи, бьющие из склонов, ведь вода здесь — все. Место оказалось удачное. Ну а название «Эльста» (Песчанная — рус.) возникло почти сразу же из-за рыхлых оснований склонов. К 1865 г. стало понятно, что проект «город для кочевников» удался, с него и ведет отсчет официальная история.
Советская власть сначала сделало поселение столицей соответствующей АО (1920 г.), потом присвоило статус города (1930 г.) и, наконец, в 1935 г. образована Калмыцкая АССР со столицей — городом Элиста. Впервые со времен ликвидации Калмыцкого ханства (1771 г.) признавалась некоторая автономия. Но война спутала все карты.
В 1943 г. (еще во время идущей ВОВ) был принят указ о принудительном переселении в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию всех калмыков и ликвидации Калмыцкой АССР. Элиста переименовывалась в «город Степной».
Причиной этого сверхжесткого решения послужило нередкое сотрудничество с врагом лиц калмыцкой национальности. Глупо это отрицать. Как глупо отрицать и то, что ТАКИМИ репрессиями патриотов не вырастишь.
На окраине города есть монумент — небольшой курган с памятником на вершине, столбиками, обозначающими года разлуки с родиной...
... и депортационный вагон. Не знаю, насколько он исторически верен и аутентичен, выглядит как простой советский крытый вагон 70-х. В 1957 г. кто смог — вернулся обратно.
Не могу удержаться и от одной цитаты из энциклопедии:
«В годы довоенных пятилеток с братской помощью русского и других народов СССР калмыцкий народ сделал громадный скачок от феодально-патриархального строя, минуя капитализм, к социалистическому строительству».
Современность.
Ныне Элиста стандартный постсоветский-недорыночный город, но обладающий удивительными этническими и культурными особенностями.
Начнем!
Центральная улица Ленина (кто бы сомневался) пересекает весь город насквозь, от дороги на Ставрополь до Сити-Чесс. Параллельно ей в самом центре — Парк.
Напомню, что калмыков выселили в 1944 г. именно из-за массового сотрудничества с немцами. Такова была официальная версия до 1957 г. Памятник безусловно более позднего времени, когда это все старались наоборот предать забвению.
Как и во многих других городах памятник «афганцам» и «чеченцам» един. Для Чечни список втрое длиннее что и неудивительно. В первую компанию в бои попали в основном призывники из близлежащих регионов. А Калмыкия — очень даже близлежащая.
Чем ближе к центру — тем необычнее памятники.
Условный фольклорный персонаж-сказитель, как я понял.
А вот продолжение героической темы — мемориальная стена уроженцев Калмыкии — героев Советского Союза с центральным памятником герою Советского Союза Оке (это имя такое!) Городовикову.
Вот уж неоднозначный персонаж! Этнический калмык, буденновский конник, но при этом участник карательных экспедиций и организатор выселения калмыков же. В ВОВ проявил себя слабо. Кому интересно — поищите информацию, биография очень пестрая.
Парк отделяют от центра вот такие мосточки.
И пройдя сквозь такие ворота...
...мы оказываемся на Центральной площади.
Дом правительства республики. Обращаем внимание что флага три - России, республики и ФИДЕ (Всемирной шахматной ассоциации, председателем которой является Кирсан Илюмжинов. Или являлся?).
Мэрия города напротив правительства республики. Исторически у Элисты герба не было, поэтому нынешний сине-бело-зеленый дизайн — дите современности (а то и вовсе советской власти).
Поближе.
Аскетичнейшая социальная реклама. Если бы еще и буквы были не курсивные, то был бы достигнут абсолютный эталон простоты и понятности.
Деловой центр. Возможно, это бывший дом профсоюзов, но точно уже не помню.
Центральная гостиница с немного предсказуемым названием.
Хотя в 60-е годы она называлась не так.
Городская скульптура.
Этого богатства там полно.
Я же говорю — полно.
Ленин смотрит на все это величественно, с еле заметной грустью...
А это, видимо, что-то вроде Дома быта. Об этом нам говорит изящная чашечка сверху.
Скромное здание театра.
Еще более скромное — краеведческого музея.
По славной традиции наших муниципальных музеев 7 января он был закрыт. «Граждане, пейте дома», как бы говорят нам уполномоченные по культуре.
Образование выглядит получше.
Детский сад. Обратите внимание на богатство титулования данного учреждения.
Продолжение следует...