Найти тему

Крушение иллюзий: были ли The Rasmus оригинальными и чем плох мейнстрим

Что такое оригинальность в музыке? Аспект плагиата лежит уже в другой плоскости разговора, я хочу поговорить именно о собственном стиле. Вероятно, в академическом представлении есть четкий ответ, но я воспринимаю определение как конструктивное. Оригинальность определяется и должна определяться тем, насколько группа или исполнитель придерживается своего стиля, собственного, уникального. Стиль может подстраиваться под течение времени или уступать дорогу экспериментам (как это сделали недавно BMTH), и это, как ни странно, идет вразрез с мейнстримом.

Последний оригинальный альбом
Последний оригинальный альбом

Почему я об этом вообще заговорил? The Rasmus была первой группой, которую я начал слушать поальбомно и довольно плотно. Еще тогда, будучи щенком, я заметил, как изменилось их творчество на рубеже тысячелетий. Но не придал этому значение, списав на естественное развитие звука. Если в 90-х это были задорные финские парни, исполняющие что-то на стыке панка, рэгги, Ska и рока, то в нулевых Лаури Юлёнен погрузился в темный мир скандинавского love-метала, где господствовали Вилле Вало с HIM и Эми Ли с Evanescence. The Rasmus были чуть легче, проще и ярче. Как полярная звезда в небе, просто чуть ярче других. Dead Letters, Hide from the Sun и Black Roses прошли со мной. Последний уже как бонус, потому что в то время мой вкус сместился в альтернативу.

-2

В середине десятых я вернулся к The Rasmus и обнаружил, что это совсем не та готичная, яркая, депрессивная и захватывающая группа, которую я знал. К моменту выхода Dark Matters у меня был большой опыт в разных жанрах и направлениях, всё благодаря "хобби" автора в музыкальном журнале. The Rasmus в последнем альбоме настолько плотно интегрировали электронику, что в какой-то момент я подумал, что случайно включился трек Major Lazer. Тогда я не стал рассуждать и вглядываться в дискографию, просто написал, что группа ходит по тонкому льду.

В 2020 по возвращении к этому вопросу (уже не помню, какими путями) появился вывод: The Rasmus потеряли оригинальность. Это не значит, что они не были таковыми, но как раз в нулевых с приходом всемирной известности Юлёнен подсел на тенденции. Сначала запрыгнул в лодку скандинавского love-метала, затем в альтернативу, потом в поп-рок, и десятые закончились плотной электроникой. С высоты 16 лет знакомства с группой и 5 лет занятий в музыкальной журналистике я четко вижу, как группа ушла в мейнстрим. И случилось это ровно в тот момент, когда пришла мировая известность, популярность, постеры в комнатах подростков. Можно было бы привязать это событие к мейджор-лейблу, но корреляция с лейблом здесь отсутствует.

Это открытие сродни тому, как ребенок узнает, что Деда Мороза не существует, только ребенку уже 29, и ему никто ничего не говорил, он пришел к этому сам. Это разрушение иллюзий, трезвый взгляд на современный шоубиз, принятие его правил и нежелание с ними мириться. Поэтому я избегаю мейнстрима, часто сознательно. Он убивает творчество, личность, оригинальность, всё становится искусственным, все дорожки ведут к прибыли и магнаты ничем не брезгуют. Играют на чувствах, на ностальгии, на памяти и даже хуже. The Rasmus для меня стали печальным напоминанием о том, кем я являюсь и кем нельзя становиться.

Сергей П.