Маркетинг всегда был связан с умением рассказывать истории. Хотя сам термин «сторителлинг» появился не так давно, истории рассказывали всегда. Даже самая безвкусная реклама, где 10 секунд в кадре то и дело мелькает продукт, а голос диктора повторяет набор отраслевых клише — тоже история. Неумело рассказанная, неинтересная, но история.
Есть и обратная сторона медали. Истории рассказывают все и часто не только позитивные. В доинтернетовскую эпоху, купив на рынке плохой товар, мы говорили о нём соседям, знакомым, друзьям — так работает сарафанное радио. Вывод — истории о товарах, брендах, людях существуют и работают, даже если о них не думают.
Можно ли научиться писать крутые истории
Сторителлинг — не обязательно история в прямом литературном понимании. Ею может быть все, что угодно — инфографика, видео, мем. Но вы не станете хорошим рассказчиком, если прочитаете сотни статей о сторителлинге.
Все дело в практике, умении работать с обратной связью. Важно понимать продукт, аудиторию и человеческую натуру. Без этого истории будут звучать фальшиво.
Фундамент любой истории:
- Герой. Главное действующее лицо. Это можете быть вы, ваш друг, мама, клиент, бизнес, мифический персонаж — кто угодно.
- Место и контекст. Среда, где разворачиваются события.
- Цель. Какое-то послание, мораль. То, ради чего вы затеяли рассказ.
- Сюжет. То, что объединяет предыдущие пункты. Структура, которая обеспечивает взаимодействие элементов истории.
Всё остальное помогает скелету истории обрасти мышцами и кожей. Но, как и со строением тела, это сложно и долго.
Создайте базу знаний. Обычная экселька на рабочем столе или в облаке. Записывайте туда все классные истории, которые встречаете.
Следите за трендами. Недавно Илон Маск отправил свою «Теслу» в космос. Это стало мемом, креативили не только бренды, но и все пользователи интернета. Если вы в это время собрались продать свою машину, то могли удачно это обыграть и создать свою историю.
Помните о своевременности и актуальности. Шутить о той же «Тесле», но уже через месяц после запуска ракеты — дурной тон. Исключения есть, но всё-таки для сторителлинга важен контекст.
Используйте чужие истории, чтобы создавать свои. Давайте будем честны — быть оригинальным сегодня может далеко не каждый. Ничего предосудительного в том, чтобы взять уже готовую идею, нет. Добавьте что-то своё, посмотрите на чужую историю под неожиданным углом, используйте её как начало для своей. Но помните об актуальности.
Рассказывайте истории своих покупателей. Это давно используют спортивные бренды, которые привлекают не только звёзд к участию в своей рекламе, но и обычных людей. Да и многие другие компании так делают, вот пример.
Уделяйте внимание оформлению. Сторителлинг — это не сама история, но ещё и умение её рассказать. Про «полотна» текста вы наверняка и так знаете.
Если историю неудобно читать, смотреть, слушать — она обречена. Поэтому помните об удобстве.
Не переборщите. Не надо стремиться превратить весь контент сайта в истории, во всём надо знать меру. Скучный текст на странице с условиями доставки товара предпочтительнее длинного рассказа о том, как однажды вы за три дня привезли его на Северный полюс. Эту историю можно рассказать отдельно, но ваша основная задача — решать вопросы клиентов, а на подобные страницы они приходят именно за техническими деталями.
Практикуйтесь!
Источник: Медиа Нетологии