Клара Лучко заступалась за фильм, который вышел на экраны ровно 70 лет назад
Порывшись в своих записках, я установил: с Кларой Лучко мы беседовали в день выхода этой культовой картины на экраны – 26 февраля, но только в 2003-м. За два с небольшим года до кончины замечательной актрисы. В 2020-м ей могло бы исполниться 95. Так долго живут. Но далеко не все…
- Ну что, - усмехнулась Клара Степановна, вводя меня в номер 707 гатчинской гостиницы «Академическая» - Лучко была участником фестиваля «Литература и кино», - будем говорить о картине, которую при Сталине снимали, при Хрущеве – гнобили, при Брежневе – возрождали, при Горбачеве втоптали в грязь?
«Коров доить умею!»
- Клара Степановна, я слышал, что ваша фамилия происходит от названия населенного пункта, где вы родились.
- Лучко – от слова «лучник». Название села под Полтавой Лучки – это уже следующий этап. Наш род происходит от запорожских казаков. Так что казачка я, казачка. И в кино тоже. В «Кубанских казаках» - кубанская, в «Цыгане» - донская. Для меня играть казачку, сельскую женщину – не проблема. В детстве я обучилась выполнять все деревенские работы. Коров доить умею! Иная актриса переоденется в драное платье, подоткнет фартук и моет пол. А сама не знает, как тряпку выкручивать! Выжимает! А для меня это – привычная процедура. Мне ничего и играть-то не надо!
«Отдать Цезаря пограничникам?!»
- Как вас, сельскую девушку, приняла столица?
- Я была потрясена Москвой! Но не когда поступала во ВГИК, а в более ранние времена. Начнем с того, что у меня была собака, звали ее Цезарь. Немецкая овчарка. Ласковый был пес. А умнющий!
Однажды, когда я училась классе в пятом, в школе выступали пограничники. Они рассказывали о службе, о том, как собаки помогают ловить шпионов. А в конце попросили: если у кого-то есть служебная собака, овчарка, подарите заставе. Я вся аж сжалась. Мне казалось, что у меня на лбу написано, что у меня есть именно такая собака, какая им нужна. Отдать Цезаря?! Такого я себе даже не могла представить! Но чувство долга, воспитанное во мне с раннего детства, оказалось сильнее. «Папа, - сказала я. - Понимаешь, вот такая история. Что мне делать?» - «Тебе решать, собака твоя». Я проплакала всю ночь, а на утро отдала Цезаря пограничникам!
А потом всех, кто отдал собак, поощрили поездкой в Москву! По столице я ходила раскрыв рот. Мне не верилось, что куранты слышу не по радио! Папа встречал меня на вокзале в Полтаве. «Папа, мне очень понравилась Москва! – Говорю. - Думаю, что жить я буду в Москве!» Папа только хмыкнул: «Ну, ну!» Ему это казалось из области фантастики. А вот живу же!
Кофточки от Макаровой, а Ульяна Громова - Мордюковой
- В детстве мне очень хотелось быть похожей на актрису Тамару Макарову. Хотя внешне мы совершенно разные. Но я вертелась перед зеркалом, убеждая себя: «Нет, все равно я похожа, похожа!» Я и прическу делала – как у нее. Поступая во ВГИК на курс к Сергею Аполлинарьевичу Герасимову, я, во-первых, не знала, что Тамара Федоровна его жена, а во-вторых, что она будет у нас преподавать.
Во время выполнения мной какого-то этюда, открывается дверь и в аудиторию входит – глазам своим не верю! - сама Макарова!
Тамара Федоровна была чуткая женщина. Только-только закончилась война. Мы, студенты, плохо одеты, не всегда сыты. Репетируем что-то, вдруг Тамара Федоровна говорит: «Клара, я тебе на следующее занятие принесу кофточку. В ней ты будешь лучше». Или звала к себе домой и как бы мимоходом открывала дверь шкафа: «Выбери, что посчитаешь нужным… Для этюдов, для этюдов…»
- Клара Степановна, вы играли Ульяну Громову…
- Я не играла Ульяну Громову!
- В институте.
- Ах, вы вот о чем!
- Я хотел спросить, как же так: вы играли Громову, а на эту роль в картину «Молодая гвардия» ваш учитель Герасимов взял другую актрису. Чем это вызвано?
- На третьем курсе мы ставили отрывки из «Молодой гвардии». Пришел Фадеев, посмотрел. Я ему очень понравилась. Александр Александрович сказал, что я очень похожа на Громову, какой он себе ее представляет.
Герасимов готовился к фильму. А я возьми да заболей! Недели две проболела. Прихожу в институт и узнаю: Громову будет играть Нонна Мордюкова! Причины снять меня с роли не было, и от обиды я еле сдерживала слезы. Герасимов, не глядя мне в глаза, сказал: «Ну, ты ж украинка, полопочи шо-то по-украински… Будешь тетку Марину играть!» Тетку Марину я сыграла, и, говорят, неплохо. По крайней мере, критика отмечала мою роль вместе с другими, главными. Но какое-то время я даже не здоровалась с Герасимовым. А Сергей Аполлинарьевич делал вид, что не замечает этого. Я считала, что учитель поступил подло. Потом как-то постепенно наши отношения выровнялись.
«Зубы в воске не вязли»
- Сейчас уже, наверное, раза два-три в год по какому-нибудь из каналов обязательно показывают «Кубанских казаков». Картина эта в перестроечные годы стала чем-то вроде «мальчика для битья»…
- Ну да! Ярким доказательством того, что Советская власть – фальшивая власть. В картине, мол, показано изобилие и благополучие, а на самом деле ничего подобного не было! Дескать, в то время, когда весь советский народ в трудное послевоенное время голодал…
- Так ведь голодал же!
- Тот, кто первым заговорил о «лакировке действительности» в «Кубанских казаках», не голодал уж точно! Как бы то ни было, выход картины на широкий экран стал событием для страны! Люди устали от войны и разрухи, им хотелось чего-то светлого. Люди «Кубанских казаков» смотрели по несколько раз. На одном дыхании! А как хохотали! От хохота, казалось, потолок в кинотеатре рухнет!
А потом Хрущев занялся разоблачением культа личности Сталина. Ему нужны были яркие примеры. Не мог же он взять картину, которую никто не знает. Выбрал одну из самых любимых народом. Вот и получилось, что «Кубанские казаки» - лакировка! Где, мол, набрали столько помидоров да арбузов?! И картину вычеркнули из отечественного кинематографа! При Брежневе «Казаков» переозвучили, как-то поправили негатив, но вторая жизнь картины продолжалась недолго. Началась перестройка – вновь вспомнили о «Кубанских казаках». Я сама читала - какой-то, видимо, молодой журналист написал в духе старых «добрых» времен: «Я картину не видел, но я согласен, что это лакировка действительности!»
Ко мне подходили наивные молодые люди, спрашивали: «Это правда, что там муляжи яблок, груш, помидоров?» Мол, голод в стране был такой, что ничего подобного не было и в помине! Я отвечала, что если бы я с таким аппетитом ела муляж, как я в картине ем яблоко, зубов у меня давно бы не было!
Правда, нельзя не учесть того, что мы снимали в совхозе-миллионере на Кубани. А Кубань во все времена считалась житницей страны. Если брать страну в целом, наверное, колхозы были разные – и нищие, и богатые. Но разве не могли в совхозе-миллионере быть такие урожаи, какие показаны?!
- Могли, наверное…
- На Кубани картина «Кубанские казаки» по-прежнему культовая. Губернатор края Кондратенко говорил мне: «Мы справляем Праздник урожая - точно как в картине показан. И арки вроде триумфальных ворот выстраиваются, и скачки на ипподроме устраиваются. Ну, и, естественно, ярмарки! Все, все, как в «Кубанских казаках».
В московском телецентре меня однажды остановили какие-то люди: «Клара Степановна! Мы из Краснодара, из музея «Кубанских казаков», приехали защищать картину!» В папках у них - документы, подтверждающие, что были, были такие урожаи, как показаны. И жили они так – как показано. И арбузов было полно! Не говоря уже о помидорах и яблоках. Люди приехали защищать картину! А я и не знала, что существует музей «Кубанских казаков»!
О картине надо говорить, прежде всего, как о художественном произведении. А в этом плане она заслуживает всяческих похвал. Меня можно заподозрить в предвзятости. Но «Би-би-си» в предвзятости не заподозрите. По рейтингу «Би-би-си», картина «Кубанские казаки» входит в золотую двадцатку художественных фильмов России двадцатого века!..
Останавливаюсь, что называется, на полуслове. Если текст вызовет интерес у читателей, продолжу публикацию интервью с Кларой Лучко.
Автор текста – Владимир Желтов