Мой дедушка по отцу, Лев Николаевич Боголюбский, родился в 1916 году на Ярославщине. Точно известно, что в семье протоиерея Николая Васильевича он был самым младшим ребёнком, рождённым в возрасте родителей 40 и 43 года. Матушка Александра Капитоновна, сельская учительница, переживала 13-е роды, из чего можно заключить, что дети выжили далеко не все. Мрак. Но так тогда жили.
В общем, мой дед был десятым. Хорошо учился и всегда хотел работать. В 14 лет подался чертёжником на Волгострой, для чего, говорят, приписал себе два года возраста - и его приняли.
Впоследствии он стал видным авиаконструктором.
Поступив в МАИ, он был вынужден прервать учёбу и ушёл на фронт. После войны восстановился, стал высококлассным специалистом, всю жизнь поднимал отечественную военную авиацию в известном конструкторском бюро на севере Подмосковья.
Прадед был репрессирован и встретил мученическую смерть в лагере в Котласе. Судьба его сыновей и дочерей сложилась по-разному. Среди них были и рабочие, и медики, и педагоги, и большие начальники в больших городах, и даже певец - солист Большого театра, который с лёгкостью отказался от фамилии Боголюбский, вступая в брак.
Кстати, фамилия была приобретённая - дарованная по службе дедушкиному прадеду. Священнослужители в нашем роду до Революции были во всех поколениях. Начиналось всё с Облаковых.
Мой дедушка как младший и наиболее энергичный, к тому же, живший недалеко то столицы, всю жизнь "цементировал" наш огромный род, созывал "съезды". Мы продолжили эту традицию после его кончины, нашли при содействии Ярославского архива массу новых родственников. На "съезд" к столетию со дня рождения дедушки в подмосковную Дубну прибыло 120 человек.
Лев Николаевич был властным начальником - и покровителем талантливой молодёжи в своём КБ. Он стал лауреатом самых высоких премий, память о нём запечатлена в энциклопедиях.
Он вырастил двоих сыновей - профессоров-физиков, международно известных учёных. Нас, внуков - пятеро. Два адвоката, два математика-программиста и преподаватель музыкального училища.
Увы, не у всех на данный момент сложилась семья, но у нас с двоюродным братом по четверо детей. Всего правнуков Льва Николаевича - одиннадцать. Надеюсь, это только начало.
Многодетность - наше родовое послушание. Мы просто не умеем жить иначе: такая кровь течёт в наших жилах. И здесь совершенно не обязательна воцерковлённость...
Среднее и младшее поколение нашего рода целиком обосновалось в Москве. У нас есть хорошая работа и желание быть полезным.
Мы трезво мыслим, но так же, как и семья протоиерея, не пускаемся в бесцельные измышления об оптимальном количестве детей в семье.
Препятствие одно - возраст.
Нам, внукам Льва Николаевича - 42, 40, 36, 34, 26. У рода ещё есть шансы. Все, кроме меня - мужчины. Фамилия будет жить.
И страшно подумать, что дедушка мог бы не родиться на свет.
Но то были здоровые времена.
Никто не писал циничных заголовков типа "Опасности поздних родов".
Цените свои корни!
Всем семейного счастья!