Ровно семьдесят лет назад Народно-освободительная армия Китая вошла в город Гардзе. Под властью коммунистов оказался практически весь Восточный Тибет, да и судьба территории нынешнего Тибетского автономного района фактически оказалась предрешена. Однако вопрос о том быть или не быть кровопролитию ещё стоял и, к этой круглой дате грех не вспомнить человека, попытавшегося его предотвратить.
Пятый Живой Будда Гэда родился в бедной крестьянской семье в районе Гардзе и в семь лет был отдан в монахи. В тибетском крепостничестве всё же был уникальный социальный лифт, отсутствовавший, например в России. Мальчика признали воплощением Гэда Ринпоче - настоятелем важного храма Байли. Однако, повысив свой статус в обществе, Гэда не возгордился, он отправился во Лхасу, где усердно учился и к 31 году получил учёную степень геше и среди прочего освоил тибетскую медицину. Вернувшись в родной храм, он лечил нуждающихся, приютил тридцать бездомных сирот, а в свободное время сочинял красивые стихи.
Местные жители до сих пор помнят его преданность буддизму и стремление помогать всем живым существам.
Весной - летом 1936 года через район Ганьцзы проходили в ходе Великого похода войска китайских коммунистов под руководством Чжу Дэ и Лю Бочэна. Гэда Ринпоче тогда воочию увидел национальную политику КПК. красноармейцы размещались а пределами населённых пунктов, не вмешивались в дела монастырей и не причиняли вреда простому народу.
Поначалу и Гэда Ринпоче поддался реакционной пропаганде Гоминьана, но не стал настраивать монахов против красноармейцев, а решил наблюдать за ними. Многие тибетцы, несмотря на то, что год выдался холодным, бросили свои дома и укрылись в горах. Красноармейцы же, строго следуя наказу Чжу Дэ, не занимали домов и не трогали оставленное имущество. Встретив у монастыря нескольких бойцов и командиров, Ринпоче поинтересовался, что это за Красная армия, и что она здесь делает. Услышав, что армия воюет за бедных и движется на север дабы сразиться с японскими захватчиками, наставник заинтересовался и решил пообщаться с командующим.
- Чжу Дэ, будущий маршал НОАК, насколько известно, буддистом не был, хотя фактически последовал в жизни одной из строк Дхаммапады: "Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой - величайший победитель в битве". В юности Чжу поскитался, перепробовал множество профессий, побыл учителем физкультуры, но потом пристрастился к курению опия. Но переборол пагубное пристрастие, а потом уж выбрал карьеру военного и сокрушил все врагов революции.
После долгих бесед с Чжу Дэ Гэда Ринпоче осознал зачем нужна революция и стал сторонником Компартии.
Пишут будто бы между ними даже состоялся такой диалог:
Гэда Ринпоче: Кто ваш высший руководитель? Какова ваша главная цель?
Чжу Дэ: - это Маркс, иностранец. Наша конечная цель - освободить весь Китай и освободить все человечество.
Гэда Ринпоче: Наш Будда тоже иностранец, его зовут Шакьямуни. Цель Будды такая же, как и у Красной Армии - освобождение всего человечества!
Чжу: Да, наши цели совпадают, так что будем хорошими друзьями.
На занятых землях китайские красноармейцы создали Советский район Сычуань - Сикан, а храм Баили подписал с Красной армией договор о взаимопомощи.
Об этом периоде есть упоминание в книге Кычанов, Мельниченко "История Тибета" "В первое время командование 4-го фронта создавало в населенных тибетцами западных районах Сычуани уездные и волостные советские правительства. Эти правительства формировали специальные отряды молодежи из бедных семей для борьбы с помещиками, конфисковывали их земли и имущество и передавали безземельным и малоземельным крестьянам. В 1936 г. руководство Красной армии вместо советских правительств начало формировать так называемые тибетские правительства (боба чжэнфу). В состав уездного правительства уезда Лухо вошли среди прочих и «патриоты высших слоев тибетской национальности», а председателем правительства стал батрак, тибетец Ло Цэрин" .
В июне 1936 г. Красная армия ушла далее на север, оставив долечиваться на месте 208 раненых солдат. Вскоре после этого гоминьдановцы и местные реакционные силы, сговорившись, низвергли советское правительство. Кто-то из его членов был убит, другим вырывали глаза или отрубали руки. Стали убивать также раненных и больных красноармейцев.
Гэда Ринпоче был потрясён этим и рискуя жизнью, распорядился укрыть раненых, в том числе в храмах и в доме своей младше сестры. Примерно через месяц красноармейцев удалось выходить и Рипнпоче проводил их на север чтобы те отправились противостоять японцам.
Сам он, чтобы избежать мести гоминьдановцев, почти на десять лет отправился во Лхасу, откуда продолжал следить за событиями на антияпонском фронте и молиться за победу Красной армии.
В марте 1950 г. состоялось освобождение Сикана (восточная часть Кхама - ныне пров. Сычуань) и здесь утвердилась власть коммунистов. Гэда Ринпоче занял должности заместителя председателя народного правительства Сикана и члена Юго-Западного комитета по вопросам национальностей. Наставник с искренним настроем предался делу революции и мирного освобождения Тибета.
28 апреля 1950 г. передовой отряд НОАК во главе с командиром 52 дивизии У Чжуном и членом Тибетского рабочего комитета товарищем Тянь Бао добрался до Ганьцзы. Гэда Ринпоче выехал из своего монастыря чтобы поприветствовать их. В пути красноармейцы съели всю провизию, что взяли с собой, и теперь питались дикими кореньями и даже крысами. Узнав о таких сложностях, Ринпоче выделил им 30 тысяч цзиней (примерно 15 тонн) ячменя и 4000 цзиней гороха. Кроме того он распорядился чтобы жители округа выделили яков лошадей и мулов для транспортировки этих грузов и другой помощи китайским солдатам.
В то время местное правительство во Лхасе вступило в сговор с империалистическими силами за рубежом и всячески затягивало процесс переговоров. Гэда Ринпоче вызвался отправиться в Тибет на переговоры, чтобы разъяснить позицию центрального правительства и избежать вооружённого сопротивления и ненужных жертв.
Получив согласие центральных властей, он с несколькими спутниками 10 июля отправился в путь. Предстоявшая миссия была полна опасностей. Проводить парламентёров вышли товарищи У Чжун и Тянь Бао, а также местные жители. У многих на глазах были слёзы.
Спустя две недели он добрался до Чамдо, где, несмотря на усталость, разъяснял местным жителям принципы и политику партии, а также "Общую программу Народного политического консультативного совета Китая". Он убеждал чамдосцев не быть врагами НОАК и стремиться к мирному освобождению Тибета.
Однако реакционеры из высших слоёв общества в Чамдо и местные империалистические силы, прознав об агитации Гэда Ринпоче, запретили ему ехать дальше во Лхасу, но и не дали вернуться в Ганьцзы. 22 августа 1950 года сорокавосьмилетний Ринпоче внезапно умер. Очень похоже на то, что его отравили.
ЦК КПК и председатель Мао, узнав о случившемся, направили делегацию с соболезнованиями в монастырь Баили. 25 ноября Юго-Западный военно-политический комитет провёл большое траурное собрание в Чунцине. Венки и траурные телеграммы человеку, оказавшему помощь и в Великом походе, и в деле освобождения Сикана и Тибета, направили такие товарищи как Лю Бочэн, Дэн Сяопин и Хэ Лун.
Большая потеря была для Тибета - ведь Гэда Ринпоче был не просто высокопоставленным и хорошо образованным ламой, но и имел большой опыт взаимодействия и хорошие связи с китайскими коммунистами. Этим, пожалуй, не отличался больше никто. Всю гражданскую войну тибетская дипломатия больше полагалась на британцев и американцев, а вот китайских коммунистов полностью игнорировала. Был ещё, конечно, лама Джигпа Гьямцо. и вовсе вступивший в Компартию, но он тоже погиб в конце сороковых. В результате впереди - обречённая на поражение битва при Чамдо и потом всё равно инкорпорация в состав КНР в совсем уж невыгодных для Лхасы условиях.
Ну чтож, прошлого не переделать, остаётся лишь вспоминать тех кто пытался что-то изменить в лучшую сторону. И любоваться тем как сейчас город Гардзе расцвёл.
Подписывайтесь на канал, встретим юбилей того героического времени, что называется, в прямом эфире.