Что нужно людям в трудные времена? Я расскажу простую историю простыми словами. Художник писал великолепные картины; он работал тщательно над каждым мазком, вкладывал смысл в сложные образы, прорабатывал светотени, вносил массу деталей, которые не сразу можно было увидеть.
В картинах таилась печаль; они были полны аллюзий и полунамеков на древние символы… На одну картину уходил месяц неустанной и напряженной работы.
Конечно, картина стоила дорого. Но почти никто не покупал картины. Потому что дорого. А в трудные времена денег у людей не очень много. Снижать цену было бы оскорбительно для самого себя и для картин; столько труда вложено! А за адекватную стоимость продать было почти невозможно.
Картины могли бы украсить музей. После смерти художников так часто бывает; потом миллионы долларов стоят их произведения. Потом. Но какой автору в этом прок?
И вот однажды художник просто для себя, для разрядки, написал маленький этюд со смородиной. Просто кисточка красной смородины в луче солнечного света. Он потратил пару часов на этот этюд. Радостная простая картина.
Денег совсем не было, художник выложил картинку на своём сайте за небольшие деньги. И ее с руками оторвали моментально. Пришлось вторую такую написать, только с вишней. Сходил в сад, написал этюд, выложил и тут же купили.
Художник разделил работу на две части: вечерами он писал громадное полотно со сложным смыслом и массой аллегорий. А днём писал простые и тёплые картины, которые люди охотно покупали за доступную цену. И радовались. И утешались. И чувствовали себя лучше. И художник отлично себя чувствовал; он больше не испытывал обиды за то, что его трудную и сложную работу обесценивают.
Он ощущал свою нужность. И у него были деньги на жизнь, на краски и кисти для большого полотна, которое он потом продал музею за огромные деньги. Через три года, когда закончил работу.
В сложное и небогатое время людям нужно простое и светлое. Внятное и понятное. И доступное. Это касается почти всех видов бизнеса. Мусс из каракатицы в обрамлении парфе из чёрной икры - трудоёмкое и очень дорогое блюдо. Его могут купить единицы. Единицы и изредка, если вы живете среди обычных людей.
Многие начнут ругать вас за дороговизну, вы будете доказывать, что такое блюдо не может дёшево стоить, продукты дороги и вы шесть часов готовили, а до этого пятнадцать лет в Париже учились…
Но до этого никому нет дела. И люди прекрасно обойдутся без вашего изысканного парфе. Без сложной и глубокомысленной книги. Без изысканной авторской шляпы за двадцать тысяч долларов. Времена и так сложные. И сложные вещи за большие деньги только усложняют жизнь.
Упрощайте. Не делайте дешевку и не продавайте дешевку; предлагайте простые и хорошие вещи. Сытный вкусный обед: борщ и пюре с поджаристой котлеткой. За разумную цену. Добротные вещи без ненужных изысков предлагайте. Понятные тексты с применимыми в жизни советами.
Добрые фильмы с ясным смыслом и светом надежды. Хорошую прочную мебель, без завитушек рококо и инкрустированных камней. Все сложное, изысканное, трудоёмкое, дорогое лучше оставить на потом, когда времена станут полегче. Можно это просто отложить.
Все простое в сложное время выручает и поддерживает. И лечит душу: сначала человек купит картину со смородиной, она порадует его. А потом придут хорошие времена, он разбогатеет и купит у вас дорогую картину. И вы тоже разбогатеете. А пока хорошее и простое нас поддерживает и спасает. И нас, и наш бизнес. И нашу самооценку.
Анна Кирьянова