Случайно наткнулась по телевизору на начало фильма, ну, думаю, немножко посмотрю, вроде про пионеров.
Не сразу поняла, что фильм довольно новый, а про то, что это короткий метр, узнала уже потом, решив заглянуть в справочную информацию - узнать, кто его снял и кто сыграл в нем.
Но мне стало так неудобно и некомфортно от просмотра, что я выключила минуте на 20-й, а потом, решив все-таки узнать, чем кончилась школьная драма, проглядела финал по диагонали.
Манжеты
2015, режиссер Екатерина Устюгова
Приличная советская школа.
Авторитарная прилизанная завуч, тетка в строгом костюме и с железными интонациями.
Училка английского - демократка и любимица учеников, на уроках раздающая бабл-гам и надувающая пузыри под аплодисменты учеников.
И девочка, приличная тихоня, которая попадает в неприятную ситуацию.
Что, все как всегда? Ага. В плохом кино.
Приходит из школы домой, а там в гостях тихая ласковая бабушка (мать отца-беглеца). По секрету от взбалмошной мамаши отдает девочке иконку-оберег, подбивая, чтоб она ее с собой носила. В школу. Да. Где любой хулиган может вырвать из рук портфель и высыпать его содержимое хоть на голову, хоть в окно (это я уже от себя, такое бывало).
Пока взбешенная мама возится с бельем и отрывает руками манжеты от школьной формы (наверное в стирку), ей звонит подруга, мамаша включает пылесос и, продолжая разговор (при включенном пылесосе, советском, ага) начинает пылесосить и засасывает те самые манжеты, почему-то валяющиеся на полу. Воротничок видимо был недостаточно грязен, можно еще пару недель поносить.
В итоге девочка идет в школу без манжет. Да. Просто позор. Она берет их напрокат у подруги, а потом , увидев бесхозные где-то на полу, берет их себе.
А когда разворачивается поисковая операция на всю школу - КТО УКРАЛ МАНЖЕТЫ у первоклашки!!!!! - бедная девочка сначала бежит в развалины церкви, потом падает с температурой 40 и видит сны-хорроры. Но есть и в этой школе добрый герой.
Фейспалм за фейспалмом.
У каждой школьницы была не одна пара манжет-воротничков, как минимум две - одну стираем, другую пришиваем. Если что-то пошло не так - берем моток дешевого капронового кружева, отмеряем, отрезаем и быстренько пришиваем. Этой манипуляцией владела каждая девочка класса со второго, а в пятом уже могла себе такие сшить или связать крючком, например. Но никогда эти пустяковые копеечные штуки не могли стать темой трагедии, простите.
Сними кеды - злобно кричит мама. В кедах ходить просто так не разрешали, по крайней мере у нас. Резиновая обувь - негигиенично. Только на физкультуре, ну может во дворе побегать, но только не в школу вместе с формой, как в фильме.
Иконы. Да, для нас это было как другой мир. Но не для всех, конечно. Одноклассница жила с бабушкой, мы как-то к ней зашли и увидели иконы на стене кухни. Удивились. Только и всего. Наверное, в деревне это никого бы не удивило.
Про то, что каждый персонаж до крайности шаблонный, а все, буквально все, плохо играют, и так можно догадаться. Одни лепечут, другие орут, третьи мечутся, четвертые страдают, и все это без полутонов и с претензией на достоверность.
Но сейчас не об этом.
Семимильными шагами идет мифологизация советского недавнего прошлого. Только ленивый не словил хайпа на этой теме. Тут же в дзене куча каналов, которые ведут девочки и мальчики, знающие о тех временах понаслышке и друг от друга, в лучшем случае от мамы. Со знанием дела пишут про пустые витрины, про ежегодные курорты, про запреты на дискотеках. Иногда они попадают в точку, но порой просто врут для красного словца.
СССР - это не плохо и не хорошо. Это по-разному, применим только комплексный aнaлиз. Демонизировать, как и идеализировать - просто нельзя. Надо иметь точку равновесия. Или дождаться, когда не останется свидетелей, некому будет возражать.
Но вот эти пляски с использованием затертых шаблонов в кино совсем уж удручают.
Художественное вранье в нашем кино - особый жанр. Множество фильмов, сделанных в этом жанре, стали культовыми, и все всё про них понимают. Но там - отличные актеры, блистательная режиссура и увлекательные сценарии.
Плодить мифологию надо в хорошем качестве, если уж никак без этого. А не вот так.
Ты не бойся, Валенька, он тебя не съест... (с)