Найти тему
Жанна Морозова

Как учителю провести самоанализ урока, а администратору подготовить общий анализ не формализма ради (часть 60)

Источник:  Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Вновь приветствую Вас на своём канале, уважаемый читатель. Сегодня будет начало рассмотрения очень щекотливого вопроса, от которого, тем не менее, зависит очень многое в части качества образовательного процесса. Речь пойдёт о самоанализе урока или учебного занятия учителем и об анализе того же урока, но со стороны контролирующего администратора

Сколько себя в преподавателях и проверяющих помню, проблемы, касающиеся самоанализа и анализа тех, или иных уроков всегда стояли очень остро. Насчёт современной эпохи, могу частично заблуждаться конечно, но мне кажется, что сейчас таким процессам, как самоанализу и анализу уроков и внеурочных занятий (да, да, именно, внеурочных тоже!) совершенно не отдаётся должного внимания, как это было раньше

Понимая, с одной стороны претензии педагогов и администраторов по поводу большого и не нужного количества бумаги в обороте, скажу, тем не менее, что сейчас эти вещи проводятся больше для галочки. От этого у всех создаётся иллюзия, что самоанализы проведённых уроков учителями и анализы уроков администраторами, это совсем никому не нужное занятие. Почему-то, всем кажется, что проводить публичный самоанализ нужно только во время открытого урока или аттестационного, а проводить анализ урока администратору нужно только согласно графику посещения уроков. Поэтому, имеем то, что имеем

Как регулярный самоанализ, так и анализ уроков безусловно нужны   Источник: Яндекс картинки
Как регулярный самоанализ, так и анализ уроков безусловно нужны Источник: Яндекс картинки

Вот и остаётся всё меньше и меньше профи, уроки которых ВСЕГДА, не зависимо от событий и ситуаций, проходят не просто на соответствующем высочайшем уровне, а с конкретным заданным учебным результатом, когда уже на самом уроке сразу видно, что удалось учителю, а что нет

Сейчас, на мой взгляд, эти процессы совершенно заформализованы, а все молодые учителя наверное думают, что люди с этим рождаются, то есть, с полным пониманием того, как безупречно проводить уроки и учебные занятия с соответствующим уровнем качества обучения

Начнём по порядку. Думаю, что никому не надо объяснять, что есть уроки открытые, то есть образцово показательные (раньше за них аплодировали и букетик вручали), а есть каждодневная рутина, которую надо неукоснительно соблюдать и объёмы соответствующие выполнять, но сегодня все кругом перегружены. Такова ситуация. Но ведь нет такой зависимости, что чем больше перегружены, тем хуже давайте учебный процесс реализовывать. Дети не виноваты, что мы перегружены, да и вообще, причины на самом деле и во многих других вещах кроются, включая нынешнее повальное репетиторство (спасибо им конечно большое, но не все дети имеют такие возможности)

И ещё многое чего другое, но это должно идти параллельно с самоанализом  Источник: Яндекс картинки
И ещё многое чего другое, но это должно идти параллельно с самоанализом Источник: Яндекс картинки

Раньше администрация график посещения уроков составляла сразу на полугодие и надо отдать им должное, неукоснительно его выполняла, включая директора. Для чего это вообще надо, в таких количествах уроки посещать администрации, спросите Вы. Да хотя бы для того, чтобы держать всех в тонусе, поскольку от этого зависит качество всего учебно – воспитательного процесса, если конечно это опять не ради галочки. Всё начинается с уроков, где любые взаимоотношения видны сразу (опытному администратору), а потом это плавно перетекает во всё остальное

И самое главное, это не только анализ открытого или аттестационного урока, хотя это тоже безусловно важно, а именно анализ рядового текущего урока, чтобы он, как минимум, по качеству был похож на открытый. Бланки самоанализа учителя и анализа урока администратора должны быть идентичны друг другу. И прежде чем контролирующий администратор сделает анализ урока или учебного занятия, учитель предварительно должен посмотреть, что написано в этом бланке и прогнать соответствующим образом урок, а затем сделать собственный самоанализ в полном соответствии с теми пунктами, которые прописаны в этом бланке. Поскольку мы понимаем, что цели проведения уроков бывают самые разные. Это всегда должно быть отражено в бланке анализа урока и соответственно, самоанализа учителя

Это так, с этим не поспоришь!    Источник:  Яндекс картинки
Это так, с этим не поспоришь! Источник: Яндекс картинки

Сейчас учебный процесс постепенно переходит в виртуальное пространство и многим кажется, что достаточно включить видео или раздать учебники и всё пойдёт само собой. Так не бывает. Любой штрих, который педагог использует на своём уроке должен иметь смысл и логику. Каждая из 45 минут должны следовать строго по плану и согласно запланированным этапам. И когда самоанализ урока один, а анализ со стороны проверяющего совершенно другой, то выясняется, что учитель ставил одни цели а тот, кто проверял урок, смотрел совершенно на другие вещи. Так иногда происходит, если в организации не очень серьёзно относятся к процессам самоанализа и анализа уроков и внеурочных учебных занятий

По факту иногда всё гораздо печальнее. Самоанализ практически вообще мало кто делает, а для чего? Анализ делается только ради того, что очередь на открытый урок подоспела. Да и вообще, не любят сейчас особо по урокам ходить. Некогда, да и смысла в этом особого не видят. Сразу прошу меня простить тех, у кого с этими процессами всё в порядке. Вообще, сложно приходится, когда будто бы, всех под одну гребёнку стрижёшь. Но думаю, что те, кто меня правильно понимает, я лишь отражаю общие тревожные тенденции, которые сейчас массово присутствуют в образовании

Это далеко не все виды      Источник:  Яндекс картинки
Это далеко не все виды Источник: Яндекс картинки

Вообще, на тему самоанализа и анализа уроков я лично вышла оттого, что в предыдущих материалах писала об инновационных подходах к урокам. Очень часто бывает и так, что урок вроде бы и обновлённый, а бланки анализа и самоанализа, дремучее и не найдёшь. Но в связи с тем, что согласно ФГОС мы сейчас результаты образовательные планируем совершенно иные, чем раньше, то и бланки соответственно, должны быть обновлённые. Как здесь опять не вспомнить Советский Союз, когда эти вещи были абсолютно унифицированные для всех. Администраторов я тоже могу понять, что именно им приходится отслеживать всю эту кухню, когда постоянно что-то в процессах меняется и это надо держать на контроле

Оттого и картинку сейчас везде по организациям имеем разную, но общие требования здесь никто не отменял. В своей следующей статье я постараюсь прояснить, как примерно должны выглядеть бланки для самоанализа учителя и анализа администратора, чтобы, как минимум все понимали, что смотрят и проверяют все одни и те же цели. Независимо от любых технологий и разновидностей уроков все, всё равно по факту работают с тремя видами уроков. Это урок усвоения нового материала, урок – практикум, или комбинированный для отработки полученных умений и навыков, и наконец, урок – контроль. Всё остальное лежит между ними. СПАСИБО. Продолжение следует

Источник:  Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика

Выкладывайте фото. Спасибо!

Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ