Недавно делали мы вместе с сыном – он во 2-м классе – домашнее задание по русском языку. Требовалось придумать историю, где был бы щенок и цыпленок и еще набор обязательных слов. Работа не сложная – через 5 минут мы набросали небольшой рассказ. Но, собравшись переписывать его в рабочую тетрадь, видим, что там для этой истории выделено всего четыре строчки, что, учитывая широкоформатный детский почерк, вынуждает сократить нашу историю буквально до полутора предложений. Вот она та грань, за которой лаконичность превращается в издевательство в попытке сэкономить слова, но донести максимум смысла и не потерять в целостности.
А теперь вернемся к беседе о Фаине Раневской – всенародно любимой «королеве эпизода». Ее персонажи в кино запоминаются зрителю чуть ли не больше главных героев, хотя и появляются на экране всего на несколько минут. Замечу, что главных ролей Раневская не играла никогда.
И это ли не талант – раскрыть всю полноту образа в нескольких эпизодах.
Одной из самых запоминающихся стала ее роль Маньки-спекулянтки в спектакле «Шторм» по пьесе В. Билля-Белоцерковского на сцене театра им. Моссовета. Этот, казалось бы, малозначительный, эпизодический персонаж был настолько искусно доработан Раневской (весь текст для своего героя она написала сама, придав ей очень точный гротескный оттенок), что произвел настоящий фурор – многие зрители приходили на этот спектакль только для того, чтобы посмотреть на «Маньку Раневскую».
Из-за этой роли у Раневской даже возник конфликт с главным режиссером театра Юрием Завадским. Он просто убрал эту роль из спектакля, объяснив это Раневской тем, что «…Вы слишком хорошо играете, а из-за этого Ваша роль запоминается зрителям чуть ли не главной фигурой в спектакле». На это Фаина Георгиевна ответила «Хорошо, если нужно для дела, я буду играть хуже».
На киноэкране Раневская получила всенародную любовь ролью самоуверенной дамы в фильме «Подкидыш». Многие крылатые фразы Фаина Георгиевна придумала сама и встроила их в роль. Одна из них – «Муля, не нервируй меня» – впоследствии преследовала Раневскую всю ее жизнь, за что она даже возненавидела эту свою роль.
А сколько острых, точных, искрометных, зачастую ехидных и едких фраз было произнесено Раневской, в основном, экспромтом. Но это отдельная уже тема для отдельной публикации.
А подвести итог сказанному сегодня я хочу фразой замечательного русского актера Михаила Семеновича Щепкина: «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры».
Еще интересное о Фаине Раневской: