Найти тему
24/7, 365 дней в году

Аутизм. Триада Лорны Уинг.

После некоторых комментариев про "не бьётся головой - значит, не аутист" хочу немного рассказать о трёх ключевых нарушениях, которые есть у детей с РАС (расстройствами аутистического спектра).

Другие нарушения и проблемы могут присутствовать или не присутствовать, могут быть у очень многих аутистов (например, те или иные сенсорные нарушения), но самые основные всё-таки эти, и для диагностики аутизма важно, чтобы присутствовали все три момента.

Они названы "триадой Лорны Уинг" в честь прекрасной женщины, которая вела научные психиатрические исследования в области аутизма, основала Национальное общество аутизма (National Autistic Society -NAS) в Великобритании и консультировала там практически до самой смерти в возрасте 85 лет.

В данную триаду входят:

1. Трудности с коммуникацией.

В первую очередь, этот пункт про речь. Аутист может быть полностью невербальным (пока что Женя именно такой, а ему уже 6 лет). Может говорить, но только для удовлетворения простых нужд. Может быть эхолалия (повторение того, что сказал кто-то другой). Речь может использоваться в стимах (например, бесконечно повторяться одно и то же). Может говорить легко и иметь словарный запас не меньше, чем у нейротипичных ровесников, но при этом не понимать смысла иносказаний.

Так или иначе, всё это и само по себе осложняет коммуникационный процесс, но проблема была бы неполной, если бы у многих аутистов не было ещё одного нюанса - снижения и самой мотивации в коммуникации.

По своему опыту могу сказать, что взаимодействия с другими детьми более-менее получались в возрасте около 3 лет, когда дети чуть помладше тоже не играли в сложные игры и могли тоже не разговаривать, а просто побегать, не общаясь, было нормальным развлечением.

Женя поймал в фонтане девочку, которую видел впервые. Или она его поймала. Я не заметила. 3,5 года.
Женя поймал в фонтане девочку, которую видел впервые. Или она его поймала. Я не заметила. 3,5 года.

2. Трудности с социальным взаимодействием.

Ребёнок может не бояться находиться в социуме, но при этом не уметь как-либо взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми и, см. предыдущий пункт, не особо стремиться это как-то изменить. К этой же группе трудностей относятся проблемы с эмпатией, которые могут присутствовать у части аутистов.

Женя (в голубой рубашке и джинсовых шортах). 5,4 года.
Женя (в голубой рубашке и джинсовых шортах). 5,4 года.

3. Трудности с воображением.

К этой сфере также относятся сюжетно-ролевые игры, на которых строятся многие важные элементы и в обучении дошкольников.

И из этого же частично вытекает ограниченность интересов и приверженность строго регламентированным ритуалам, касающимся распорядка дня, маршрутов и т.д.

Женя в комнате сенсорной интеграции. 6 лет.
Женя в комнате сенсорной интеграции. 6 лет.

А в одной из следующих статей я обязательно расскажу о тестах для ранней диагностики аутизма: M-CHAT и других.