Найти тему
Лифт-Пресс.Ru

Суд подтвердил сговор ООО «Звезда», Щербинского лифтостроительного завода и ООО «Мосрегионлифт» на торгах в Иркутской области

Сетевое издание «Лифт-Пресс.Ру» www.lift-press.ru

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. Арбитражный суд Иркутской области 06 февраля 2020 года поддержал Решение УФАС по Иркутской области, в соответствии с которым ООО «Звезда», АО «ЩЛЗ» и ООО «Мосрегионлифт» были признаны нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах по замене лифтов. Решение не вступило в законную силу. АО «ЩЛЗ» 04 марта подана апелляционная жалоба.

Дело рассматривалось по заявлению АО «ЩЛЗ» и ООО «Мосрегионлифт» к УФАС по Иркутской области и ФАС России о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области № 038/377/19 от 26.04.2019 г. и решения Федеральной антимонопольной службы № СП/76045/19 от 30.08.2019 г. Третьими лицами выступали ООО «Элевейтинг», Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области и ООО «Звезда».

Напомним, что Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области № 038/377/19 от 26.04.2019 года ООО «Звезда», ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» и ООО «Мосрегионлифт» были признаны нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах, проводимых Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (извещения на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» № SBR037-170095040000133, № SBR037-170095040000134, № SBR037-170095040000135, № SBR037-170095040000136, № SBR037-170095040000137, № SBR037-170095040000138).

Решением №СП/76045/19 от 26 августа 2019 года по жалобе на решение Иркутского УФАС России Апелляционной коллегией Федеральной антимонопольной службы обжалуемое решение УФАС по Иркутской области оставлено в силе в отношении ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» и ООО «Мосрегионлифт», производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Звезда»» было прекращено.

Антимонопольное расследование проводилось по жалобе ООО «Элевейтинг» (вх. № 9970/18 от 12.07.2018г.) о нарушении антимонопольного законодательства участниками торгов, перенаправленное из ФАС России. Иркутским УФАС России по обстоятельствам, изложенным в обращении, был проведен анализ тактики поведения участников шести аукционов, которая, по мнению антимонопольного органа, указывает на наличие признаков согласованности действий при подаче ценовых предложений всех участников (ООО «Звезда», ОАО «ЩЛЗ», ООО «Мосрегионлифт») во всех исследуемых аукционах. По оценке Комиссии антимонопольного органа, при реализации антиконкурентного соглашения общий доход его участников в результате победы на торгах составил 1 020 606 309,53 руб. (общая сумма начальных (максимальных) цен договоров по всем аукционам составляла 1 043 768 944,42 руб.).

По итогам проведенных аукционов ООО «Звезда» было признано победителем в 3 аукционах (№№SBR037-170095040000133, SBR037-170095040000135, SBR037-170095040000138) и заключило договоры по трем торгам, сумма по начальным (максимальным) ценам договоров по которым составила 575887921,90 руб. Договоры по результатам торгов обществом заключены на сумму 558744682,11 руб.

ОАО «ЩЛЗ» и ООО «Мосрегионлифт» также признаны победителями по трем аукционам (№№SBR037-170095040000134, (№№SBR037-170095040000136, (№№SBR037-170095040000137) и заключили договоры по трем аукционам, сумма по начальным (максимальным) ценам договоров по которым составила 467881022,52 руб. Договоры по результатам торгов заключены обществами на сумму 461861627,42 руб.

"Установив фактические обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия считает, что действия ответчиков при участии в обозначенных выше электронных аукционах не соответствуют принципу добросовестности и являются следствием заключенного между ними картельного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах. Анализ тактики поведения ООО «Звезда», ООО «Мосрегионлифт», ОАО «ЩЛЗ» при совместном участии в аукционах, заказчиком которых являлся Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, свидетельствует о том, что в ходе торгов указанные хозяйствующие субъекты создавали видимость состязательной борьбы" - говорится в решении антимонопольного органа.

Кроме того, в доказательства о согласованности и заранее спланированном поведении на закупках по мнению Иркутского УФАС подтверждает тот факт, что ни один из победителей не выполнял заключенные договоры с ФКР МКД Иркутской области самостоятельно. Более того, ОАО «ЩЛЗ» после заключения договоров с Фондом на следующий день обратилось к организатору торгов за согласованием заключения субподрядного договора с ООО «Мосрегионлифт».

При этом ООО «Мосрегионлифт» также самостоятельно не приступило к исполнению обязательств по договорам, заключенным как с Фондом, так и с ОАО «ЩЛЗ», в части выполнения работ по ремонту и замене лифтового оборудования, заключив договоры субподряда с ООО «Партнерлифт», в частности договор №М-0048-0107/2018-ЗА от 01.03.2018г., договор №М-0049-0107/2018-ЗА от 01.03.2018г.

ООО «Звезда» также привлекало субподрядчиков для выполнения работ по договорам, заключенным с ФКР МКД Иркутской области, как в части выполнения работ по замене лифтового оборудования, так и подготовке проектно-сметной документации (договоры подряда №1/18 от 05.02.2018г., №3/18 от 19.03.2018г., заключенные с ООО «ВостокСтройТехПроект»).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Комиссия Иркутского УФАС России правомерно квалифицировала действия ООО «Звезда», ООО «Мосрегионлифт», ОАО «ЩЛЗ» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в достижении и реализации картельного соглашения, направленного на разделение аукционов, результатом чего является поддержание цен на торгах.

По мнению суда, системный анализ фактических обстоятельств рассматриваемого дела и действий ООО «Звезда», ООО «Мосрегионлифт» и ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» при участии в торгах, проведенных Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, позволяет сделать вывод о наличии между хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения, направленного на поддержание цены на торгах с целью заключения по результатам проведения торгов договоров с наименьшим снижением установленной начальной (максимальной) цены. Наличие устного антиконкурентного соглашения между ООО «Звезда», ООО «Мосрегионлифт» и ОАО «ЩЛЗ» подтверждается совокупностью установленных по делу обстоятельств.

В апреле 2019 года по результатам проверки заместителем прокурора области было вынесено постановление о направлении материалов проверки в ГСУ ГУ МВД России по области для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам их рассмотрения возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, повлекшее извлечение дохода в крупном размере), ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере).

Следственным комитетом Российской Федерации 21 ноября 2019 года генеральному директору ООО «Звезда» Олегу Хамуляку предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Напомним, что данная компания в 2017-2018 годах выиграла контракты на ремонт лифтов в Ангарске, Иркутске, Усолье-Сибирском и Саянске на общую сумму более 500 миллионов рублей.

-2

Директор ООО «Звезда» Олег Хамуляк

21 декабря 2018 года возле здания правительства Иркутской области прошел митинг жителей Ангарска. Люди были недовольны заменой лифтового оборудования по программе Фонда капремонта (ФКР). Организатором мероприятия выступил депутат думы Ангарского городского округа Денис Ягодзинский. Проблемы с заменой лифтов в домах Ангарска связаны с происками политических соперников, которые в рамках предвыборной кампании в первой половине года чинили препятствия этой работе. Об этом 26 декабря на пресс-конференции по итогам 2018 года заявил губернатор Иркутской области Сергей Левченко.

-3

Митинг возле здания правительства Иркутской области
Фото - Анастасия Влади, IRK.ru

Для ШЛЗ вступление в силу данного решения суда представляет серьезную угрозу как для репутации, так и финансовыми издержками. Еще одним крайне нежелательным фактором является рассмотрение в арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области дела по иску Фонда капитального ремонта Ленинградской области к ЩЛЗ о взыскании неустойки за срыв сроков проведения работ по замене лифтов, где цена иска в настоящее время уже составляет 295 миллионов рублей (дело № А56-53778/2019). В настоящее время обсуждается возможность заключения мирового соглашения.

По мнению начальника Управление по борьбе с картелями ФАС России Тенишева Андрея Петровича, картель – одно из самых опасных нарушений антимонопольного законодательства. Это мощный ограничитель рыночной конкуренции. Вступив в картель, формально независимые компании образуют монополию, причем тайную, отказываются от индивидуального поведения и соперничества на рынке. Подобные действия, как правило, приводят к искусственному росту цен, отсутствию новых и более качественных товаров, недопущению новых игроков на рынок. У самих нарушителей пропадает мотивация для развития и инноваций, для повышения эффективности.

Справочно:

В соответствии со статьей 11 (Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов) Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.