Когда я собралась в Индию, то уже знала о её культуре, достопримечательностях и, конечно, религиях. Об огромном количестве богов индуизма: Индре, Вишну, Шиве, Брахме, Ганеше… А ещё буддизм, мусульманство, сикхи и др. Мне хотелось в реальности приобщиться к виденному на картинках — к тому, о чём сама рассказывала своим студентам. Шагая на борт самолета, я думала, что знаю страну, в которую лечу…
Троебожие в слове GOD
Итак, самолёт приземлился. Первое моё впечатление от Индии — это международный аэропорт в г. Ченнаи: такого грязного, обшарпанного, с разбитыми окнами, невероятно грязным туалетом «a la дырка» я даже представить себе не могла! Забегая вперед, добавлю, что это оказалось не самое "страшное": в зале ожидания ж/д вокзала в г. Джанси бегала приличных размеров крыса, а на путях они просто кишели.
Но я постаралась отвлечься от этих мыслей и смело шагнула в мир «Невероятной Индии», как гласил попавшийся на глаза плакат. В конце ноябре там достаточно жарко, сезон дождей напомнил о себе только в день моего приезда. Страна Будды и Шивы на первых же улицах обрушилась безумным количеством пестрых вывесок: на хинди, английском и даже на транслите.
Хотя "даже" казалось только в начале поездки, потом транслит стал восприниматься как норма. Оказалось, что именно английский, а не хинди, является языком, объединяющим всю страну. Хинди понимают в редких регионах! Когда-то Индия потеряла санскрит как живой язык. Похоже, та же участь ждёт и хинди… А транслит — это результат того, что язык бывших колонистов записывается, как слышится. И, действительно, неужели индусы станут утруждать себя правилами английской грамматики? А вот использовать что-то для себя — это в их традиции…
Например, английское слово God — Бог, индусы приспособили под свою религию! Они считают, что это аббревиатура!!!
G — generator — создатель — эту роль у них выполняет Брахма.
О — operator — хранитель, тот кто следит за тем, что происходит в мире и управляет его процессами — Вишну.
D — destroyer — разрушитель, эта функция у Шивы.
Три основных бога индуизма — Тримурти Индии в английском! Но если мы вспомним, что есть в умных книгах такое понятие как «индоевропейская праобщность», то выглядеть всё будет уже и не так наивно…
Чистота как признак Европы
Раскрашенные машины, цветные женские сари, стены домов, заборы, храмы, которые попадались вдоль дороги, и те, в которые привозили на экскурсии..., казалось, что у меня рябит в глазах от такого пестрого изобилия. При этом везде очень грязно: в маленьких городах, в деревнях и поселках, по берегам рек, по краям дорог; грязно в закоулках столицы — Дели, и в относительно небольшом по индийским меркам (всего 8 миллионов жителей) Ченнае, и в других городах. Хотя есть исключения. Так в окрестностях г. Пондичерри есть территория бывшей французской колонии. Там и сейчас много европейцев: они живут в центрах для медитации. И пересекая реку, невозможно не заметить, как отличаются по чистоте два её берега: бывший французский и индийский.
Ещё в одно чистое место я попала в конце своего путешествия — это деревня Кхаджурахо рядом с храмовым комплексом. Но там постоянно проводятся международные конференции и, соответственно, много европейцев.
После того, как насмотришься на постоянный мусор за 2 недели путешествия и успеваешь к нему привыкнуть, Кхаджурахо вызывает почти культурный шок, который заставил задуматься: ведь у нас на улицах тоже много мусора, у нас тоже есть свалки... Может быть, мы такие же? Или почти такие? Просто привыкли, как и индийцы, этого не замечать?
Жилища в Индии на любой вкус. Есть шикарные дворцы и особняки, а есть дома из мусора.
Ещё шалаши из пальмовых листьев, благо погода позволяет в них жить. Вполне нормально, если в городе стоит то, что мы привыкли называть "мазанками": маленький домик, сложенный из самодельных кирпичей, обмазанный сверху глиной и с крышей из пальмовых листьев.
С легковыми машинами хорошо, пожалуй, только в Дели, в других местах много грузовиков, моторикш и мотоциклов.
На двухместном мотоцикле едут вчетвером, а в моторикшу грузятся человек пять.
Очень много бедных, нищих и тех, кто занимается попрошайничеством. Начиная от калек, больных, продолжая матерями с грудными детьми и заканчивая взрослыми здоровыми мужиками, на которых «пахать надо», как говорилось в одном советском фильме. Гид рассказал, что нищие живут бандами. Просящие на улице отдают деньги вышестоящим, а те передают на следующий уровень и т. д. Кстати, говорят, что у наших попрошаек жизнь устроена так же. Я вспомнила об этом, когда уже после поездки, у меня попросили 20 рублей «на жизнь»…
«Белый Человек» не только бремя
Был у меня один вопрос перед поездкой в Индию, ответ на который оставался непонятным: почему наши так любят туда ездить? Нет, я понимаю "посмотреть", но ездить по-много раз, жить там по полгода... Это при том, что все знают про грязь и антисанитарию! Страна Вишну и Ханумана отвечала на этот вопрос с первых шагов: наверное, нигде больше в мире к русскому туристу не относятся как к «Белому Человеку». А здесь... разве что только не облизывают. Да-да, в Индии я поняла, что значит быть «Белым Человеком». Британцы и прочие французы давно ушли из страны, но восторженное отношение к людям со светлой кожей осталось у местных как родовая травма. Эта ситуация подкреплена и финансово: хотя мне нужно было копить на поездку полтора года, уровень моих отельных притязаний очень средний, я видела, что могу себе позволить гораздо больше, чем многие местные жители. Судите сами: если бы вы предложили носильщику в российской гостинице 10 рупий (примерно 9 рублей), как бы он отреагировал?
Индийцы восторженно смотрят на всех белых и особенно на женщин, и особенно на хорошеньких. Всё время просят фото на память.
Мужчины заигрывают. Но знаете, делают они это как-то тактично что ли... В Египте к тебе «клеятся» так, что у них «аж зубы сводит», особенно, если вы угодили в страну в период рамадана. Всем известно, что в Турции «ухажеры» очень прилипчивые. Здесь же: в глазах восторг, но ни одного навязчивого движения в твою сторону. А когда даешь понять, что «нет», то атака прекращается; они продолжают смотреть с восторгом, но уважают твою точку зрения. Я задумалась: почему так? И у меня получилось несколько пунктов в ответе на этот вопрос.
Не секрет, что у нас многие мужчины считают, что женщина должна сидеть на кухне и не вякать… Думаете в Индии всё так же или ещё жёстче? Не знаю, как вы, а я именно так и думала. Но знаете, что оказалось? На протяжении поездки сменилось 7 гидов и 6 из них (кроме одного — мусульманина) говорили о том, что за каждым успешным мужчиной стоит нужная женщина. Даже за богами! Создателю Браме нужны знания для творения, и у него есть жена по имени Сарасвати — богиня мудрости.
Хранителю Вишну нужна удача, и у него есть жена Лакшми.
Шиве для разрушения нужна сила, которую ему дает супруга Паравати.
Женщины в Индии пользуются большим уважением — вот такое открытие я сделала для себя. Это во-первых.
Во-вторых, индусы очень толерантны как в культурном, так и в религиозном плане. И это при том, что Индия много веков была под мусульманами!
Ислам есть в стране и сейчас, около 12% последователей, но даже его представители реагировали на меня «ровно», когда я, например, разгуливала в шортах, хотя была одна такая на всю округу. Это без преувеличения. Ни на одной экскурсии не встретился ни один человек в шортах: ни местный, ни турист.
Вы не подумайте, я не из тех, кто «ходит со своим уставом в чужой монастырь». Прежде чем надеть шорты, мне пришло в голову проконсультироваться у гида: не создаст ли это проблем. Он даже удивился моему вопросу: их реально не было.
А в-третьих, как мне кажется, дело в том, что индийцы привыкли спокойно относиться к обнаженной натуре. Раздетые или полураздетые фигуры богов и богинь есть как внутри, так и снаружи большинства храмов. Их тела, являющиеся для индуса идеалами красоты, сопровождают людей с самого детства. Для Индии в полной мере можно применить фразу «что естественно, то не безобразно». Каждый раз во время праздников вытаскивают из храмов скульптуры священных животных, выполненные в полный рост со всеми физиологическими подробностями, и носят. Все на них смотрят, и это не вызывает смущения, а, значит, не формирует комплекса неполноценности...
Даже сама природа способствует такому восприятию.
Для нас это странно! Мы стесняемся смотреть на конный памятник Жукову в Москве или на коней Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Наши школьники нервно хихикают, видя изображение Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского. В этом мы другие.
Уже в России путем нехитрых математических расчетов, возник еще и четвертый пункт. Население Индии составляет 1,3 млрд. человек, из них мужчин 51, 5%, а женщин - 48, 5%, Т.е. мужчин - 669 500 000, а женщин - 630 500 000. Значит, мужчин, больше, чем женщин на 39 000 000. Допустим, что половина из них дети и старики. Остается 20 000 000. Для сравнения: население Москвы 11 612 900, а Московской области - 7 687 647. Представьте себе такое же количество народа, которое живет в Москве и Московской области, но пусть в Вашем воображении это будут только мужчины, тогда мы получим примерно такое количество индийцев, которые никогда не найдут себе женщину. Логично, что в такой ситуации ценность женщин возрастает.
Кризис целеполагания
К концу поездки я точно поняла, что не знаю об Индии ничего. У меня сложились очень противоречивые впечатления о стране. При всей своей неопрятности, индусы милые, добрые, не агрессивные, очень любят всё блестящее и сверкающее, как сороки. Колесница жениха на свадьбе — это отдельное впечатление!
В какой-то момент я поймала себя на мысли, что нахожусь на съемках болливудского фильма про злого раджу, продажного полицейского (они реально такие же карикатурные как в фильмах) и бедных влюблённых. И сейчас все соберутся и будут танцевать на фоне радуги храмов. Но «нет», танцевать не начинают. Из-за великолепия храмом проступает нищета, грязь, убогие лачуги. И вдруг начинает казаться, что боги ушли из Индии. Всё многообразие сверхъестественных существ растворилось, и любые молитвы тщетны.
К богам обращаются с повседневными задачами, которые человек может решить сам, а потому исполняемый ритуал стал просто формальной процедурой. Мне это напомнило наши 90-е годы, когда все резко стали верующими. И, как мне кажется, относились к Богу примерно также. Но с индусами всё понятно: у них многовековой кризис целеполагания, обусловленный и кастовой системой, и верой в карму. И на Западе всё понятно: есть личная цель и человек к ней идет. А у нас что? Похоже, мы снова возвращаемся к законам коллектива... Так и до индийского образа жизни можно докатиться…
P. S.: Через пару дней после написания этого текста увидела, как у нас в городе жители чистят снег и кидают его на проезжую часть, и вспомнила, как в Индии торговцы маленьких лавчонок, что около дороги, так же поступали с мусором из-под ног.
Все-таки мы очень похожие...
Ставьте лайк, если вам понравилось, подписывайтесь на канал, делитесь в соц. сетях. Если есть вопросы, задавайте. Отвечу с удовольствием.
Если Вам интересно узнать о семейных традициях Индии, Вам - сюда
Видео-версию этой истории смотрите на моем ютуб-канале: