В середине 1944 г . завод Алькетт в Берлине закончил сборку двух опытных образцов сверхтяжелого танка «Мышонок» (Mauschen) с электротрансмиссией, который по своим габаритам и весу резко отличается от всех ранее известных тяжелых танков. Машина была спроектирована под руководством проф. Порше (Штутгарт), а в изготовлении ее принимали участие крупные фирмы: Крупп (корпус и башня с вооружением), Шкода (ходовая часть), Даймлер Бенц (двигатель), Сименс-Шуккерт (электротрансмиссия) и др. Опытные танки прошли заводские испытания и в октябре 1944 г . были переведены на Куммерсдорфский танковый полигон для дальнейших ходовых и артиллерийских испытаний.
Схема танка Мышонок
В передней части корпуса танка непосредственно за отделением управления расположен двигатель с системами охлаждения и питания. От двигателя крутящий момент передается двум последовательно расположенным главным генераторам. Блок главных и вспомогательного генераторов размещен в нижней части корпуса под боевым отделением.
Двигатель соединен с генераторами посредством шестеренчачатого редуктора с передаточным отношением 1:1,05. Два тяговых электромотора, питаемые главными генераторами, смонтированы в верхней части кормового отсека корпуса.
Каждый генератор питает током свой мотор независимо от другого и управляется по схеме Леонарда. Вспомогательный генератор служит для питания током главных генераторов. Кроме этих генераторов и двух тяговых электродвигателей, в электрическую часть трансмиссии входят: два контроллера-реостата, генератор-возбудитель, аккумуляторная батарея, коммутационный (переключающий) ящик и другая аппаратура управления.
Крутящий момент от тяговых электромоторов передается к ведущим колесам механической частью трансмиссии — промежуточным, двухступенчатым редуктором и двухрядным, планетарным бортовым редуктором, на котором смонтирована разъемная ступица ведущего колеса.
Промежуточный редуктор выполнен в виде гитары из цилиндрических шестерен и имеет две передачи: i1=1,0 и i2-1,912.
Управление переключением передач — гидравлическое. На промежуточных редукторах смонтированы диско вые фрикционные тормозы; управление тормозами также гидравлическое.
Планетарный двухрядный бортовой редуктор имеет передаточное число первого планетарного ряда 5,357, второго — 4,75. Общее передаточное число механической трансмиссии: на первой передаче i1=25,5; на второй передаче i2=50.
Переключение передач с первой на вторую производится при неподвижном танке.
Броневой корпус и башня танка выполнены из листов катаной брони. Преобладающая толщина броневой защиты — 175—200 мм. Соединение броневых листов — в шип, усиленное гужонами и сваркой. Характерно для этого танка — расположение гусениц в карманах корпуса между бортовыми листами.
Вооружение танка
Танк вооружен спаренной установкой 128-мм пушки РАК-44 и 75-мм пушки kWk-40, смонтированными в маске башни. В башне же установлены два пулемета:
МГ-42 калибра 7,92 мм и крупнокалиберный ( 20 мм ) зенитный пулемет.
Боекомплект расположен на стенах боевого отделения и башни. В боевом отделении размещаются командир танка, наводчик и два заряжающих. Водитель и радист размещены в отделении управления в передней части корпуса. В крыше башни танка смонтированы перископический прибор наблюдения и дальномер. Прицел спаренной установки — телескопический.
В отделении управления установлен перископический смотровой прибор водителя (слева) и перископический прибор кругового вращения радиста (справа).
Моторная установка танка
Моторная установка танка, выполнена в двух вариантах. На одном из образцов установлен бензиновый двигатель авиационного типа ДВ-603 мощностью 1350 л . с., на другом 12-цилиндровый дизель-мотор мощностью 1000 — 1200 л . с.
По имеющимся сведениям установка обоих упомянутых выше двигателей была временной мерой, до изготовления специального танкового дизельмотора мощностью 1800 л . с.
Ходовая часть танка защищена наружной бортовой броней толщиной 95 мм . Расположение ведущих колес — заднее, зацепление — цевочное. Подвеска — балансирно-пружинная.
На каждом борту корпуса между внутренней и наружной бортовой броней расположено шесть опор, на которых смонтированы по две балансирных тележки с двумя катками каждая. Тележки амортизируются спиральными пружинами (буферного типа). Таким образом каждый борт опирается на 24 катка. Диаметр катка с внутренней амортизацией—550 мм.
Гусеница имеет траки двух типов: основные сплошные и промежуточные—из трех звеньев каждый. Число траков в каждой гусенице— 112. Ширина сплошного трака — 1100 мм .
Скоростные показатели танка «Мышонок» сравнительно невысоки — скорость движения по шоссе 20 км/час, по местности — 10 км/час.
Проходимость танка, судя по высокому удельному давлению (1,2 кг/см2 при погружении на 100 мм ), также невысока.
Танк оборудован приспособлением для подводного хождения.
Несмотря на ряд принципиальных недостатков, из которых основным является недостаточная огневая мощь при больших габаритах и боевом весе, танк «Мышонок» представляет интерес для отечественного танкостроения как первый опыт создания сверхтяжелого танка.
Подписывайтесь на наш канал
Рекомендуем следующие статьи:
Поделись статьей в соц сетях и мнением в комментариях
Источник https://sciencestory.ru/sverhtyazhelyiy-nemetskiy-tank-myishonok/