Отчего-то здесь ни разу не было специального материала про берестяные грамоты. Надо компенсировать.
Перед вами — надпись, нанесённая на ободке туеска, то есть небольшого короба из бересты, обычно с крышкой. Грамота (получившая номер 10) была обнаружена в 1951 году на Неревском раскопе и условно датируется 1360-1380 гг. Это загадка о Ноевом ковчеге:
«Есть градъ межу нобомъ и землею а к ному еде посолъ безъ пути самъ нимъ везе грамоту непсан».
Что переводится так:
«есть град между небом и землёй. К нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписанную».
Соответственно, град трактуется как ковчег, посол, «самъ нимъ» — это голубь, а весть, которую он несёт — лист маслины.
Почему же такого рода загадка могла быть нанесена на этот предмет? Если исходить из предположения, высказываемого А. В. Арциховским, М. Н. Тихомировым и Н. А. Мещерским о том, что этот сосуд выполнял функцию солонки (что кажется достаточно достоверным, ведь туесок и ныне используется на севере как солонка, да и хранение сыпучих продуктов более уместно в сосуде с крышкой), то объяснением может служить давняя крестьянская традиция вырезать различные надписи, часто духовного содержания, на посуде, предназначенной для хлеба и соли: «коли хлеб на стол, так и стол — престол», «помяни соль, чтобы дали хлеба», «соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так и разговор пошел».
Кстати, такая загадка — отнюдь не единичное явление. Например, описание подобной загадки мы можем встретить среди напечатанных А. Н. Пыпиным: «Который град стоял между небом и землею?.. Стоял град на пути, а пути к нему нет, прииде к нему посол нем, принес грамоту неписанную... Град бысть Ноев Ковчег, а посол голубь, принес сучец масличный», на что в 1958 году указал Н. А. Мещерский. Я. С. Лурье писал о сохранившихся в грамотах XV века загадках о Ноевом ковчеге и "немом" после-голубе.
Происхождение загадки авторы первой публикации грамоты связывали с апокрифической литературой. Позднее М. В. Рождественская предположила, что это могла быть «Беседа трех святителей».
Вот такие вот надписи на солонках.
Источник здесь.
Литература:
- Рожественская М.В. Новгородская грамота № 10 — «апокрифическая загадка»? // Берестяные грамоты: 50 лет открытия и изучения. М., Индрик. 2003. С. 310-320.
- Мещерский Н.А. Новгородские грамоты на бересте как памятники древнерусского литературного языка // Вестник ЛГУ. 1958. N 2. Перепечатка статьи см.: Мещерский Н. А. Избранные статьи. СПб., 1995. С. 99.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы!