Найти тему
Скучающий хронист

«Здесь был Вася»: как вандализм помогает историкам

Сегодня мы расскажем о внезапной пользе, которую исторической науке принесло пристрастие людей покрывать надписями стены зданий.

Эпиграфика занимается изучением надписей на твёрдых поверхностях, будь то камень, кость, металл или же древесина. При этом изучает она не только сам почерк, которым нанесены надписи, но и их смысл и содержание, связывая обнаруженные надписи с историческим контекстом.

На территории России находят множество эпиграфических памятников разных культур: античные надписи на греческом и латинском, средневековые надписи, оставленные генуэзскими купцами, рунические норманнские надписи, тюркские, китайские и т. д. Но мы поговорим именно о древнерусской эпиграфике.

Памятники эпиграфики бывают разными: иногда это торжественные надписи, вроде той, что на Тмутараканской камне. А иногда сугубо бытовые, например, сообщение о том, что некий Кузьма съел поросёнка в пост.

Тмутараканский камень.
Тмутараканский камень.

Выцарапанные на поверхности надписи называются граффито (не путать с современными граффити), нанесённые же краской — дипинти.

Казалось бы, что это может дать исследователям? На самом деле, многое.

Дополнительные сведения о политической истории

Например, в 2015 году в ходе реставрации было обнаружено граффито на абсиде Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. В нём перечислялись убийцы князя Андрея Боголюбского. Перечь из, ни много ни мало, двадцати имён завершался проклятиями:

«Ему вечная память, а им вечная мука»

Убийство Андрея Боголюбского является одним из самых загадочных эпизодов в истории Руси XII века. Благодаря этому граффито учёным удалось выявить доселе неизвестных участников заговора.

Прорись надписи об убийстве Андрея Боголюбского. Институт археологии РАН.
Прорись надписи об убийстве Андрея Боголюбского. Институт археологии РАН.

Уточнение даты построек

К примеру, сообщение о рождении князя Всеволода Ярославича в 1030 году, выцарапанное на стене Софийского собора в Киеве и обнаруженное С. А. Высоцким помогло установить, что собор был заложен ранее 1037 года (в то время как в Лаврентьевской летописи о более ранней закладке не было ни слова).

Лингвистические данные

Лингвистам граффито дают дополнительные сведения о развитии древнерусского языка, помогают уточнить значение тех или иных слов. А здесь информация лишней точно не бывает.

Данные о бытовой культуре

Особенно актуально это в свете всё возрастающего внимания к т.н. истории повседневности. Граффито дают представление о распространённости грамотности в древнерусских городах, позволяют прикоснуться к частицам бытовой и разговорной культуры. До нас дошли надписи, содержащие молитвы, проклятия, шутки, признания и даже рисунки.

Особенно это ценно в отношении городов, где берестяные грамоты не сохранились, как например в Киеве.

Отдельные граффито могут многое сказать о географических перемещениях наших предков. И это отнюдь не только надписи в византийских храмах. Иногда они встречаются... в Аквитании.

Этим далеко не исчерпывается вся та информация, которую могут дать граффито. Но на стенах всё равно лучше ничего не выцарапывать ;)

Литература:

  • Высоцкий С.А. Kиевские граффити XI-XVII вв Киев: «Науковая думка», 1985. — 207 с.
  • Рыбаков Б.А. Русские датированные надписи XI-XV. М.: Наука, 1964. — 102 с.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы!