Найти тему
Aliona Polli

Legal tech или история о том, как юристы могут остаться без работы

Все мы видели фильмы, где роботы ведут «войну» с людьми, где «умные» или не очень машины, постепенно заменяют человека. Во всём. В том числе и из сферы услуг. А сейчас такое ли это будущее далекое??

Технология в современном мире развивается очень стремительно. И вместе с ней изменения уже затрагивают разные сферы нашей жизни. Как пример, уже сейчас существует масса ботов, которые могут заменить стандартные функции юриста и экономиста. И бот обойдется работодателю гораздо дешевле, ему не нужно платить зарплату, он не уходит в декрет, и не болеет.

Для скептиков - перейдем к фактам:

Согласно проведенному осенью 2016 года Fox Williams и Byfield Consultancy опросу среди британских юридических фирм, занимающих первые две сотни мест бизнес-рейтинга, 55 процентов опрошенных начали вкладывать деньги в приобретение или разработку юридических IT-продуктов, причем, в сумме, не меньшей 100 тысяч фунтов.

Эти цифры, конечно, уже устарели. В текущем (2020) году участие крупных юридических фирм в финансировании инноваций увеличилось многократно. И Россия старается в этом не отставать.

Для полноты понимания масштаба перестройки юридического бизнеса из "офисных" его форм в виртуальные, нужно упомянуть так-же о процессе перевода государственных систем регистрации прав на недвижимое имущество в электронную форму и об оснащении юридических практик, риэлтеров, оценщиков и других специалистов рынка недвижимости программными средствами безопасного общения с регистраторами.

Собственно лучший пример искусственного юридического интеллекта — ROSS, которого “взяли на работу” в юридическую фирму. По словам разработчиков, ROSS понимает вопросы, сформулированные человеком, и дает на них “человечный” ответ. Он умеет следить за изменениями закона и релевантными прецедентами, оценивать их влияние на задачу, предлагать вариант ее решения со ссылками на нормы права.

И, уже сейчас, Московские компании в списки требований к кандидатам на должность юриста ставят такое умение, как прописывать программные коды. А юристы в сфере IT стали наиболее востребованы.

Московские ВУЗЫ тоже стараются идти в ногу со временем и меняют свою обучающую программу под современный рынок труда.

Критика процессов IT-технологизации и виртуализации юридических услуг, конечно, тоже присутствует, но оппонируют юридическим инноваторам вовсе не замшелые ретрограды, а наоборот, вполне респектабельные господа. Они тоже выступают за широкое внедрение IT-технологий в экономику, но отмечают, что среди всех модных аббревиатур, вроде IT и AI (artificial intelligence), как-то подзабылась такая аббревиатура, как ET (emotional intelligence).

Вокруг нее сегодня нет всеобщего ажиотажа и в ее развитие деньги никто не вкладывает, но в юридическом бизнесе скрывающиеся за ней личностные отношения, морально-нравственные аспекты общения практикующих юристов с клиентами и друг с другом означают не меньше, чем IT-технологии.

Но смена поколений и новые тенденции сделают свое дело.

А дальше юристы разделяться на два лагеря. Одни будут писать ботов, а другие отчаянно с ними соперничать.

Все что остается современному юристу - это идти в ногу со временем и получать дополнительные навыки, чтобы занять свое место под солнцем.